Синдром дефицита внимания и гиперактивность СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивность СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивность СДВГ
СОДЕРЖАНИЕ
0

Как и почему возникают проблемы в обучении с научной точки зрения: что чувствует ваш ребенок с СДВГ

СДВГ (синдром и его формы: синдром дефицита внимания без гиперактивности — ADD, расстройство с гиперактивностью — СДВГ ) — это нарушение в центральной нервной системе. Более конкретно, проблемы возникают в операционной системе мозга, что вызывает трудности при прослушивании и концентрации, обучении и запоминании, в обработке и сортировке информации и входящих раздражителей (внутренних — чувства и внешних).

Не стоит путать СДВГ с психическим заболеванием или серьезной функциональной патологией организма — это минимальная мозговая дисфункция — она неопасна для жизни, не превратит ребенка в психопата и может пройти с возрастом. В тоже время, если вовремя не обратить внимание на проблему и не исправить ее, можно не рассчитывать на большой успех в учебе и карьере.

Важно! СДВГ синдром дефицита внимания можно сравнить с тормозом, нажатым до половины: он и не останавливает поезд, и в то же время мешает ему достичь нормальной скорости.

Как было сказано выше, проблема СДВГ относится к самым спорным в педиатрии и психиатрии. Это связано с разнообразным симптомокомплексом и сложностью оценки развития и поведения детей в целом. Очень трудно установить, что является нормой поведения, а что — расстройством. При этом все дети могут капризничать, не слушаться, быть временами рассеянными или плохо учиться, но это не значит, что у них есть психическое расстройство.

Кроме этого, не стоит забывать о том, что у каждого ребенка свой характер, и дома, среди родных людей, он может быть одним, возле учителей — другим, а со сверстниками — третьим. Бывает и так, что ребенка не устраивает коллектив, и он замыкается, грустит и плохо учится, а сменив школу или класс, вдруг оживает и преображается.

Проследить и понять проблему диагностики синдрома дефицита внимания можно,заглянув в историю болезни СДВГ. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (ADHD) впервые обсуждался в начале 20-го века. Первые статьи на эту тему были опубликованы в Лондоне еще в 1902 году. Специалисты, наблюдающие за детьми, обнаружили, что некоторые из них, слишком активны и невнимательны, у них отмечаются моментальные эмоциональные взлеты и падения, такие дети часто попадают в беду.

Вроде бы все сходилось и доктор Ши Tier, проводя исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности развил мысль, опубликовав наблюдения в British Medical Journal. Но дальнейшие наблюдения показывали, что разрозненные симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности есть чуть ли у всех детей.

Американская психологическая ассоциация, изучив описание патологии и исследования, создала рекомендации для диагностики синдрома. В 1980 году появилось первое описание для гиперактивности, которое звучало, как «гиперактивность детей — ненормальная реакция…”. Но и после этого учеными вносилось множество изменений и точка была поставлена после полного сбора симптомов.

Последнее четвертое издание Диагностического руководства по психическим расстройствам (DSM-Ⅳ) СДВГ описывает СДВГ в трех различных типах: «синдром дефицита внимания», «гиперактивность», «комплекс дефицита внимания и гиперактивностью». При этом в DSM-Ⅳ, синдром дефицита внимания и гиперактивность описаны как девять видов импульсивных симптомов, отметив 6 из которых уже можно подтвердить диагноз.

В МКБ-10 патология занесена в раздел «Эмоциональные расстройства и расстройства поведениядетства и подросткового возраста» в подраздел «Гиперкинетические расстройства поведения» (F90.1) и «Нарушение внимания и активности» (F90.0).

Чтобы поставить точный диагноз, помимо наблюдения за поведением, необходимо провести ряд функциональных исследований: МРТ — магнитно- резонансную томографию и функциональное сканирование кровотока мозга (FMRI). В прошлом считалось, что СДВГ связано с префронтальной зоной мозга, однако большинство людей страдают от СДВГ из-за слабой функции мозжечка и гипоплазии мозжечка: эти исследования как раз четко показывают состояние мозга и мозжечка в частности.

Внимание! Если доктор ставит диагноз СДВГ только на основании поведения ребенка, немедленно смените клинику. Ваш врач-невролог — не компетентен!

Ретикулярная активирующая система, участвует в неврологических механизмах, которые доносят в мозг сведения и сосредотачивают внимание. Головной мозг получает импульсы от спинного мозга и передает их таламус, а оттуда к коре головного мозга и гиппокампе по цепи обратной связи. Без постоянной стимуляции корковых нейронов и активации ретикулярных импульсов, человек находится в бессознательном состоянии и не может реагировать на раздражители. А при чрезмерной стимуляции, пациент не может расслабиться или сконцентрироваться, что часто приводит к дефициту внимания и гиперактивности.

Память и ассоциации паттернов (Angrmim) требуют новых нервных связей в головном мозге и увеличения количества нейромедиаторов и буферов для обслуживания новых соединений (синапсов). При дефиците строительных материалов нерва, новые соединения не образуются, что препятствует эффективной обработке информации. Это расстраивает человека, который страдает от синдрома дефицита внимания, и усложняет обучение, иногда делая его и вовсе невозможным.

При нехватке связей, нагрузка ложится на существующие нервные пути, в результате чего возникает «fkki движение» или коллапс и информация не обрабатывается. Это вызывает разочарование, замешательство и поведенческие проблемы.

И хотя причина синдрома дефицита внимания сосредоточена в головном мозге, проблема включает в себя целую систему органов чувств (зрение, обоняние, осязание, слух и т.д.), а еще и внутренний мир — мысли и эмоции. При дефиците нервных связей, необходимых для обработки входящих сигналов, возникает конкуренция между раздражителями.

Активная стимуляция множественных внешних и внутренних источников (слишком много зрительной информации, звуков, избыточное внутреннее эмоциональное напряжение) приводит к депрессии, раздражительности, агрессии и беспокойству. Когда мозг, точнее, нейронная сеть, чрезмерно атакуется раздражителями, она не может сосредоточиться на какой-то одной стимуляции.

Есть несколько предположений, почему люди становятся гиперактивными, но наиболее распространенные — их поддерживают большинство специалистов, всего 2:

  • Пациенты с СДВГ имеют достаточный запас ацетилхолина и других медиаторов, что позволяет им конкурировать и преодолеть навязчивые раздражители. Они стараются быть активнее, чтобы заглушить и компенсировать шум, поступающий в мозг извне. К сожалению, в этой борьбе они проигрывают, быстро уставая и чувствуя себя опустошенными.
  • Для СДВГ ADD (без гиперактивности) картина отличается. Эти люди имеют низкий уровень ацетилхолина и, напротив, пытаются создать конкурентную реакцию. Это другая стратегия отклонения. Они так страдают от раздражающего “шума”, что полностью прекращают сенсорную обработку. Для таких людей, непрекращающаяся какофония сигналов становится снотворным: организм вступает в ступор когда порог чувствительного нерва заполнен, а на него продолжают давить все новые сигналы.

Вывод: невнимательность, беспокойство или заторможенность — просто стратегия выживания пациентов с синдромом СДВГ. Эти люди нуждаются в такого типа защите, чтобы избавиться от агрессивных сигналов, с которыми их мозг не в состоянии справиться.

Причины и факторы развития

Доминирующее влияние на зарождение заболевания оказывают биологические факторы. Риску болезненных отклонений подвержены дети:

  • рожденные от матерей с патологией в анамнезе;
  • матери которых перенесли серьезное психологическое потрясение во время беременности, вызвавшее задержку внутриутробного развития плода;
  • получившие родовые травмы.

Внутрисемейные психологические факторы:

  • низкая материальная обеспеченность;
  • плохие бытовые условия;
  • дефицит внимания со стороны родных;
  • отсутствие образования у родителей;
  • болезненное влечение родителей к алкоголю;
  • формирование навыков поведения в неполной семье;
  • бракоразводный семейный процесс;
  • повторный брак отца или матери;
  • частые внутрисемейные конфликты;
  • противоположные позиции родных по методам воспитания.

Спровоцировать патологию могут травмы и вирусные инфекции головного конца центральной нервной системы. Повреждение некоторых мозговых участков приводит к недостатку дофамина и норадреналина.

В настоящее время известны три вида диагноза СДВГ:

  1. Диагноз, когда преобладает синдром дефицит внимания.
  2. Когда преимущественно выражается гиперактивность.
  3. Когда в диагнозе выражаются оба фактора.

Отчего же может развиться этот синдром? На это может влиять неполноценность развития долевых частей мозга с нарушением работы подкорковых структур. Происходит это ещё на стадии становления плода в утробе матери и влиять могут разные внешние факторы: экология, курение матери, употребление алкоголя, химическое отравление и т. д.

Большую роль в возникновении синдрома дефицита внимания у детей играет его наследственность. Если родители страдали этим заболеванием, то очень большая вероятность, что и ребёнок будет подвержен СДВГ. На появление этого диагноза также может повлиять поражение нервной системы ребёнка во время беременности матери или в результате травмы, полученной во время родов.

Немаловажную роль на развитие синдрома дефицита внимания оказывают преждевременные роды или различные проблемы, возникшие во время беременности. А также родители ребёнка могут сыграть роль развития этой болезни, если они придерживаются неправильного воспитания. К этому можно отнести чрезмерную строгость, физические наказания и постоянные ссоры в семье.

Медицина точно не может определить причины, обуславливающие возникновение гиперактивности и нарушений во внимании у пациентов разных возрастных категорий. Факторами развития могут выступать различные ситуации, негативно воздействующие на больного, а также совокупность происходящих процессов. Все влияние негативно отражается на нервной системе человека.

Выделяют определенные причины, стимулирующие формирование дефицита внимания у детей:

  1. Развитие ребенка внутри утробы, при котором происходят негативные изменения в формировании центральной нервной системы малыша, что приводит к кислородному голоданию или кровоизлиянию в мозг;
  2. Прием беременной женщиной лекарственных препаратов, в неконтролируемых дозировках;
  3. Негативное влияние пагубных привычек при беременности на развивающийся плод (алкогольное пристрастие, никотиновая и наркотическая зависимость);
  4. Угроза выкидыша или прекращение подачи крови через пуповину к плоду;
  5. Тяжелые роды, осложнения или, наоборот, стремительные роды, которые способны привести к травме головы малыша или развитию проблем с позвоночником;
  6. Конфликт по резус-фактору крови, что приводит к иммунологической несовместимости матери и развивающегося ребенка;
  7. В годовалом возрасте и раньше наличие заболеваний, которые провоцируют повышение температуры тела младенца до критических показателей (до 39-40 градусов);
  8. Воспаление легких или перетекание незначительной болезни в бронхиальную астму;
  9. Заболевания почек, характеризующиеся тяжелой степенью протекания;
  10. Ввод в организм маленького пациента, возрастом до 1-2-х лет, препаратов нейротоксического воздействия;
  11. Врожденный порок сердечной мышцы или выявление ее недостаточности;
  12. Генетическая предрасположенность.

Наследственность, проявившаяся у ребенка, может просматриваться напрямую от родителей, и передаться от дальних родственников. Недоношенные младенцы имеют больше 80% склонности приобрести синдром дефицита внимания на первых порах своего существования, чем новорожденные, появившиеся на свет в положенный момент.

Проявление процесса нарушений в развитии ребенка не стоит путать с избалованностью. Диагноз СДВГ поддается лечению, а невоспитанность молодого человека невозможно искоренить.

Некоторые родители считают гиперактивность результатом неправильного воспитания. Однако существуют иные причины, имеющие гораздо большее влияние на внешнее поведение ребенка:

  1. Изменения в жизни семьи, так или иначе нарушившие привычный мир. Например, родители потеряли работу или развелись. Они могут думать, что ребенок еще слишком мал и не понимает происходящего вокруг, но на самом деле, многие дети очень чувствительны к изменениям в эмоциональном фоне в доме. Особенно сильное впечатление производит потеря члена семьи.
  2. Гиперактивность у детей может быть вызвана хроническими заболеваниями, частыми простудами и приемом сильнодействующих лекарств в возрасте до 1 года. Повлиять на нервную систему могут отиты и соматическое заболевание, приведшее к нарушениям функций головного мозга.
  3. Употребление матерью никотина или алкоголя во время беременности или грудного кормления.
  4. Повышение уровня свинца в организме ребенка. Вещество могло оказаться в некачественной краске, используемой для ремонта дома или для окрашивания детских игрушек.
  5. Травмы головы, падения в грудном возрасте.
  6. Пищевые добавки и острые блюда.

Болезнь может быть наследственной. Примерно в 15 случаях из 100 исследований синдрома дефицита внимания с гиперактивностью выясняется, что расстройством страдают некоторые члены семьи. Однако далеко не все дети, имеющие предрасположенность к синдрому, обязательно им болеют. Гиперактивность может не проявиться, если отсутствуют факторы для ее развития.

В дополнительную зону риска попадают те дети, у которых:

  • неблагополучная обстановка дома;
  • слишком строгие родители;
  • нарушен режим дня;
  • повышенные учебные или физические нагрузки.

К сожалению, современная система обучения часто диктует слишком высокие требования к дошкольнику. Некоторые родители считают своим долгом нанимать репетиторов с трех лет. Особенно модным стало рано учить ребенка иностранным языкам и водить сразу в несколько спортивных секций. Пытаясь воспитать маленького вундеркинда, взрослые обычно переоценивают возможности ребенка.

Другая, часто наблюдаемая крайность – это когда детей предоставляют самим себе: разрешают сидеть перед телевизором до полуночи или пропускать прием пищи.

Еще одна, распространенная причина появления синдрома гиперактивности – недостаток внимания со стороны взрослых. Ребенку кажется, что его недостаточно любят, что он никому не нужен, и подсознательно пытается протестовать.

Доктора выдвигают много гипотез возникновения СДВГ, но основные причины синдрома дефицита внимания следующие:

  • Проблемы вынашивания беременности. Китайские ученые выяснили, что распространенность СДВГ на 10% выше у недоношенных детей и детей, рожденных с помощью кесарева сечения;
  • Недостаточное количество нейротрансмиттеров мозга. Когда концентрация норадреналина, допамина и других нейромедиаторов в мозге уменьшается, ослабляется ингибирование (подавление) активности центральной нервной системы.
  • Органическое поражение головного мозга. Происходят, если у матери во время беременности были гипертензия, гипертрофия щитовидной железы, нефрит, анемия, лихорадка, угрозы прерывания беременности, простуды, сложные роды. Также если у малыша до 2-х лет диагностировались поражения центральной нервной системы или травмы. Такие дети восприимчивы к СДВГ.
  • Проблемы с кровотоком в головном мозге. Японские ученые выявили, что у детей с СДВГ кровоток замедлен, и это хорошо заметно. Если у здоровых детей при концентрации внимания кровь моментально поступает во фронтальную часть мозга, у детей с синдромом кровоток остается практически без изменений. Эта особенность будет использована в диагностике патологии.
  • Генетические факторы. Врожденные физические дефекты и аномалии органов, хромосомные аномалии, генетические факторы, психические заболевания у родителей, будет влиять на функции мозга ребенка, что приводит к гиперактивности.
  • Педагогические факторы. Неправильные методы обучения и попытки раннего интеллектуального развития и избыточное давление окружающих факторов (скандалы, упреки и т.д.) вызывают задержки психологического развития ребенка и снижение уровня самоконтроля.
  • Доступность мобильного и компьютера в раннем возрасте. Игры с гаджетами и на компьютерах приводят к повышению содержания гормона стресса — кортизола в организме, это не дает мозгу сосредоточиться. Эксперименты показали, что синий свет, излучаемый экраном компьютера уменьшает содержание гормона — мелатонина в организме человека. Одна из функций мелатонина — крепкий и спокойный сон.
  • Экологические факторы. Чрезмерное потребление пищевых искусственных красителей, пищи с содержанием свинца также приводит к СДВГ.
  • Передозировка парацетамола во время беременности. Испанские исследователи обнаружили, что слишком много ацетаминофена (парацетамола), принятого при беременности, может вызвать у детей синдром дефицита внимания. По их мнению прием парацетамола (читайте всю правду о нем на нашем сайте) дает 30% вероятность проявления симптомов невнимательности, аутизма и т. д. Специалисты утверждают, что особенно сильно парацетамол влияет на мальчиков. Ацетаминофен, он же парацетамол, влияет на развитие нервной системы.
Предлагаем ознакомиться:  Что такое синдром Рандю-Ослера

Израильские ученые считают, что причины синдрома дефицита внимания детей — метаболическое (связанное с обменом веществ и энергии) расстройство центра, активирующего сознание, обучение и память. В данном случае имеются ввиду нейронные связи, необходимые для обработки информации и четкого сосредоточения внимания.

Нарушение обмена веществ ограничивает развитие нейронных связей и нейронной плотности, необходимой для эффективной обработки мульти-переменных и приводит к дисбалансу нейротрансмиттеров (программных переключателей, вырабатывающих дофамин и норадреналин), а также нарушению баланса обмена между левой и правой долями мозга.

Клиническая картина

Яркая картина протекания симптомов выявляется у детей. Во взрослом периоде признаки нарушения тщательно прячутся и замалчиваются, поэтому выявить заболевание в сознательном возрасте постороннему человеку достаточно проблематично. В большинстве случаев направляют детей в больницу воспитатели, замечающие отклонения и недостаток внимания у малышей.

Яркие симптомы начинают проявляться у ребят по достижению 5-12-летнего возраста. Первые признаки можно заменить еще раньше, они выявляются в следующем:

  1. Младенец рано и подолгу начинает держать головку, присаживаться, переворачиваться и ползать;
  2. Новорожденный мало спит, больше бодрствует;
  3. Перед засыпанием ребенок утомляется, но заснуть самостоятельно он не в состоянии, обязательно присутствует истерика;
  4. Малыши с таким диагнозом очень чувствительны к посторонним предметам, людям, яркому свету и громкому звуку;
  5. Игрушки или любые предметы откидываются раньше, чем ребенок полностью их рассмотрел.

Эти признаки могут, как указывать на дефицит внимания у детей в раннем периоде жизни, так и присутствуют у некоторых детей с беспокойным характером, возрастом до 3-х лет. Часто проблемы с активностью накладывают своеобразный отпечаток на работу всех внутренних органов.

Дети в такой ситуации нередко подвержены расстройству пищеварения. Наличие частой диареи – явный симптом постоянной стимуляции тонкого кишечника нервной системой малыша. Кроме этого, у пациентов с установленным диагнозом аллергические реакции и различные кожные высыпания присутствуют чаще, чем у сверстников.

Отсутствие внимания проявляется в следующем:

  1. Концентрация на одном предмете или ситуации быстро становится в тягость. Пациент теряет интерес к деталям, не старается отличить главное от второстепенного или дополнительного. Малыш в этот момент начинает заниматься несколькими делами одновременно. Он старается закрасить все участки одного цвета, но не может довести начатое дело до конца. При чтении перескакивает через слово или даже строчку. Такое проявление означает, что ребенок не умеет строить планов. Чтобы лечить симптом, требуется научить малыша планировать: «Сначала нужно сделать этот пункт, а затем перейти к следующему».
  2. Больной под любым предлогом старается не прибегать к выполнению повседневных заданий, уроков или помощи по дому. В такой ситуации заболевание проявляется либо тихим протестом, либо гневным скандалом или истерикой.
  3. Цикличность внимания. В этой ситуации дошкольник концентрирует свое внимание на определенном предмете или занятии до 5-ти минут, школьник в состоянии заниматься до 10 минут. После необходим такой же период времени для восстановления сил и концентрации. У больных в период отдыха выявляется особенность: человек просто не слышит собеседника, не реагирует на происходящее, он занят своими мыслями и делами.
  4. Внимание проявляется, только если пациент остается с учителем или родителем наедине. В этот момент концентрация полностью налаживается, малыш становится послушным и усердным.

Дети с синдромом дефицита внимания отличаются специфической особенностью. Их мозг совершенствуется в момент, когда маленький пациент бегает, разбирает игрушки или играется. Такая двигательная активность заставляет работать структуры головного мозга, ответственные за самоконтроль и мышление.

Симптомы импульсивности выражаются определенным образом:

  • Ребенок слушается и руководствуется только собственными проблемами и желаниями. Все действия основаны на первом импульсе, поступившем в головной мозг. В большинстве случаев последствия осуществленных поступков никогда не обдумываются и не планируются. Ситуаций, в которых малыш должен находиться в полном спокойствии, для него не существует.
  • Больной не может выполнять действий по инструкции, особенно если она включает в себя несколько составляющих. При выполнении заданного действия, пациент находит для себя новое задание, бросая предыдущий процесс.
  • Нет возможности ждать или терпеть. Больной требует, чтобы ему сиюминутно преподнесли то, что он хочет. Если его требованиям не соответствуют, то ребенок начинает скандалить, устраивать истерики, оставлять ранее начатые дела или выполнять бесцельные действия. Такое проявление повышенной двигательной активности очень заметно при выжидании очереди;
  • Каждые несколько минут происходит резкая перемена настроения. Заметны переходы от надрывного смеха к истерическому плачу. Если малыша что-то не устроило в его собеседнике, он швыряет вещи, может сломать или испортить личный предмет другого ребенка. Все производимые действия не несут специфической мести, исполняются под импульсом.
  • Отсутствует чувство опасности – совершаются поступки, которые опасны для жизнедеятельности не только этого ребенка, но и окружающих его сверстников.

Все эти симптомы проявляются в связи с тем, что нервная система пациента в раннем возрасте достаточно уязвима. Ей трудно принять и переработать весь объем поступающей информации. Недостаток внимания и активность – возможность защититься от чрезмерной нагрузки на ЦНС.

Такой ребенок не настроен говорить тихо, он все произносит с определенной быстротой и на повышенных тонах. Не удосуживается дождаться окончания вопроса, перекрикивает и перебивает. Его слова в большинстве случаев не отличаются обдуманностью, они обидны для посторонних.

Гиперактивность также выражается в мимике лица такого малыша. На его физиономии за короткое время проскакивает весь спектр эмоций – от гнева, до счастья.

В некоторых случаях дополнительно присутствуют некоторые симптомы:

  1. Нарушения в общении, как со своими сверстниками, так и с взрослыми людьми. Больной старается везде и всюду успеть, иногда бывает резкий и даже агрессивный. Эти признаки в некоторых случаях мешают другим людям идти на контакт и устанавливают преграду для дружеских отношений.
  2. Выявляются трудности в осваивании школьной программы, при том, что интеллектуальное развитие пациента находится на достаточно высоком уровне;
  3. Отставание больного в развитии эмоционального плана – часто проявляются капризы или плаксивость. Уже подросший ребенок не воспринимает критики, не принимает неудачного итога, часто ведет себя по-детски. Медицина установила, что при СДВГ отставание в развитии на эмоциональном уровне происходит в среднем на 30%. Так 10-и летний индивид ведет себя как 7-ми летний дошкольник.
  4. Самооценка такого человека падает. Это обусловлено тем, что за день малыш слышит значительный объем критики и замечаний в свой адрес, его сравнивают с более послушными и удачливыми сверстниками. Такое состояние снижает собственную значимость и понижает ребенка в своих глазах, что приводит к агрессивности, неуравновешенности и непослушании, стимулирует различные расстройства.

Но вместе со всеми негативными сторонами присутствия синдрома, такие дети отличаются специфическими положительными чертами. Они подвижны, легки на подъем, действенны. При контакте с человеком быстро воспринимают его состояние, пытаются помочь действием или советом. Часто такие люди самоотверженны, готовы бросить все свои дела и кинуться на помощь к другу. Человек не имеет способности затаивать обиду, мстить, он быстро забывает любые неприятности и относится к окружающим «со всей душой».

Если четко дают о себе знать симптомы, ими не стоит пренебрегать и оттягивать поход к доктору. Раннее выявление подобного заболевания помогает быстро избавиться от проблемы посредством медикаментозного воздействия или сдерживания позывов и импульсов ребенка.

Классификация СДВГ

Международная классификация медицинских диагнозов выделяет три типа неврологического расстройства:

  • СДВГ – ПДВ – патологические изменения выражаются преимущественно в невозможности концентрации внимания;
  • СДВГ – ГИ – характеризуются гиперактивным поведением и избыточной импульсивностью;
  • СДВГ – С – комбинированная форма патологии, объединяющая три симптома.

Синдром дефицита внимания — первичное гиперкинетическое расстройство процесса отбора информации.

Супер новые методы лечения синдрома дефицита внимания детей

Ослабленное внимание. Ребёнок с таким диагнозом не способен сконцентрировать своё внимание на том, о чём рассказывает учитель, ему трудно усидеть на месте в течение урока. Большинство своих ошибок в письменных заданиях он совершает из-за своей невнимательности. Такой ученик постоянно откладывает важные задания на потом или сразу хватается за несколько дел, а в итоге ничего у него не получается.

Гиперактивность. Ребёнка, страдающего гиперактивностью, можно сравнить с юлой. Он чересчур общителен, непоседлив, руки у него постоянно чем-то заняты, всегда хочет куда-нибудь залезть, даже не осмысливая, что он делает. Гиперактивные дети не занимаются на отдыхе тихими играми, они всё время шумят и болтают без умолку. Много позже у него, конечно, пропадают эти симптомы, но это не означает, что он выздоровел.

Импульсивность. Импульсивность в связке с гиперактивностью чрезвычайно опасны для детей этого возраста. Все действия их абсолютно непродуманны, что часто приводит к несчастным случаям. Они неожиданно могут выбежать на проезжую часть перед близко идущим автомобилем. Их действия часто связаны с правонарушениями: они могут вывести из строя чью-нибудь собственность, демонстрируя смелость перед своими сверстниками, не задумываясь о последствиях. На уроках они часто пытаются ответить на вопрос учителя не дослушав его до конца и отвечая первое, что пришло им в голову.

Очень часто дети, страдающие синдромом дефицита внимания, в разговорах перебивают своих друзей, тем самым превращая разговор в простую болтовню. Дети стараются не поддерживать с такими сверстниками отношения, что бьёт по самолюбию больных.

Такие дети в самом деле были в каждом классе, и обычно они действительно получали клеймо «двоечников» и «хулиганов». Когда ребенок с детства привыкает к тому, что он – плохой, что он заслуживает осуждения, — антисоциальный исход становится для него все более вероятным. Для того, чтобы избежать такого исхода, от родителей и учителей такого ребенка требуется очень много внимания, терпения, любви – и высокого профессионализма.

В последние десятилетия все чаще говорят о том, что раньше дети были способны читать медленно, воспринимать сложные тексты – а теперь не в состоянии даже прочитать и понять простой отрывок. Говорят о «клиповом сознании», о цивилизационном сдвиге – и о новом поколении детей.

В самом деле – даже взрослые привыкают читать быстро, по диагонали. Старые и любимые детские фильмы, которые мы смотрели с замиранием сердца, сейчас кажутся невыносимо затянутыми, медленными – мы привыкли к более стремительному монтажу, быстрой смене кадров. Разумеется, все это верно и для нового поколения детей.

«Дети индиго» – это оккультная концепция, одна из бесчисленных вариаций религиозной философии в русле Нью Эйдж. Инопланетная сущность Крион, синяя аура, ясновидящая, лечение кристаллами – есть люди, которым это очень нравится. Разумеется, очень привлекательная идея – считать своего ребенка не больным, не проблемным, а особо одаренным и гениальным.

В самом деле, СДВГ часто сочетается с одаренностью, в мире этот феномен известен как «двойная исключительность», сочетание дефицита в одной области и одаренности в другой. Более того, одаренные дети в скучной обычной школе могут так же ерзать, изнывать и балбесничать, как самые гиперактивныегиперы – и спасает их от этого адекватный уровень учебной нагрузки.

Предлагаем ознакомиться:  Синдром Гудпасчера причины признаки диагностика и лечение

Но отношение к своему ребенку как к «древней мудрой душе», которая сама все знает – это, помимо оккультизма, еще и безответственное требование преждевременного взросления. Ребенка, по сути, вынуждают быть взрослым — принимать сложные решения, быть хозяином положения, быть лидером, когда он еще не обладает ни нужным опытом, ни знаниями, ни навыками для этого.

«Это нормальные дети, просто взрослые хотят, чтобы они сидели смирно и не мешали, и потому зомбируют детей таблетками

Нормальная познавательная активность ребенка, даже когда повышенная, отличается от гиперактивности главным: она имеет цель и смысл. Гиперактивность – активность хаотичная, случайная, бесцельная. Ее единственная цель – сиюминутная стимуляция, получение сильных ощущений, а не познание.

Разумеется, школы не идеальны, в школах может быть скучно, однако гиперактивность и невнимательность не вызываются плохим качеством обучения (как не вызываются и плохим воспитанием).

Синдром дефицита внимания СДВГ

Лечение СДВГ не нацелено на то, чтобы ребенок сидел смирно и молча. Седативные (успокоительные) препараты не применяются для лечения СДВГ. Препараты, разработанные для этого состояния, нацелены на увеличение времени активного внимания – то есть ребенок получает возможность слушать учителя внимательно не пять минут, а двадцать пять;

не реагировать сразу, а подумать; не бросать домашнюю работу на пятой строчке, а доделать до конца… В тех случаях, когда лечение подобрано адекватно, родители часто говорят о том, что ребенок становится взрослее, разумнее, внимательнее, начинает лучше учиться, меняется к лучшему даже атмосфера в семье.

Впрочем, как уже было сказано выше, лечение не заменяет, а дополняет родительские воспитательные усилия. Понимать своего ребенка, уметь правильно помочь ему, уметь поддержать его – все рано самое главное.

Кадр из фильма «Вождь краснокожих» (1962)) Леонида Гайдая

Также по теме: Прыгучие невидимки: выставка про детей с гиперактивностью

У некоторых детей симптомы СДВГ не проходят, трансформируясь в хроническое состояние. Взрослых, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности, уже более 5%.

Симптомы дефицита внимания у взрослых практически такие же, как и у детей, но из-за того, что взрослый человек острее нуждается в результатах, с него требуется большая ответственность, он ярче и четче осознает свои проблемы и неудачи, поэтому к симптомам синдрома добавляются психические расстройства, связанные с чувством неудовлетворенности.

Исправить метаболические нарушения системы ретикулярной активации можно, обеспечив нервы строительными материалами. Конечно это будут химические аналоги, но столь ли это важно, если можно получить потрясающий результат? Доказано, что в мозге каждого человека есть ресурс — около 100 миллиардов нейронов, а также 900 миллиардов глиальных клеток, которые можно вырастить! Всего можно развить триллион клеток (1,000,000,000,000), что в 10 раз превышает число звезд в нашей галактике.

Около половины сухого веса мозга (нейроны, Glialim и клетки мозга) состоят из жирных кислот и липидов. Синапсы (мостики, связи), между всеми важными областями мозга, в которых происходит координация памяти и обучение, также образуются благодаря структурам жирных кислот и фосфолипидов. Чем больше нейронов, способных соединяться с другими нейронами, тем активнее работают обучение и память.

Казалось бы есть выход — поглощать больше пищи и витаминов, содержащих нужные вещества, только вот почему — то они плохо усваиваются, а аптечные препараты тоже не помогают. Сейчас ученые думают над тем, как именно восполнить запасы строительного материала для мозга, сделав новые препараты эффективными и доступными.

Ученые из Японии предложили лечить СДВГ современными методами, основанными на биологической генной терапии, которая позволяет включать новое направление СДВГ, выключая гены расстройства, умственной отсталости, дефективного развития ребенка. Биологическая генная терапия создает прямой гематоэнцефалический барьер, формируя новую молекулу ДНК. Увы, но такая роскошь в России пока недоступна!

Алена Герасимова (Даллес)

Как лечить синдром дефицита внимания у детей, подростков и взрослых: ученые говорят надежда есть!

На взрослое население приходится 60 % от общего числа диагностируемых случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности. И хотя чаще корнями синдром уходит в детство, на его развитие влияют несколько факторов:

  • генетические (наследственная предрасположенность);
  • биологические (инфекции и повреждения в утробе матери);
  • социальные (конфликты, травмы, отравления).

Взрослые с СДВГ эмоциональнее своих ровесников. Это чудаковатые люди, то погрязшие в мечтах и отстраненные от мира, то суетливо увлекшиеся реальностью, распыляющиеся на все и по факту не делающие ничего. Повышенную эмоциональность можно рассматривать как преимущество, если направить ее в творческое русло (что и сделал Джим Керри) или  как препятствие, ведь повышенная эмоциональность выливается в трудности в основных сферах жизнедеятельности.

Женский синдром гиперактивности встречается реже, чем мужской. И сопровождается другими проявлениями. Основное отличие – гиперактивность у женщин выражена слабее, чем дефицит внимания. Они чаще витают в облаках, чем суетятся. Отмечается общая неуверенность, тревожность и склонность к депрессии. Симптомы, в частности перепады настроения, усиливаются перед менструациями.

Во взрослом возрасте синдром дефицита внимания проявляется следующим:

  • невозможность сосредоточиться на одном деле;
  • неадекватное восприятие времени, беспокойство перед сроком выполнения задания;
  • игнорирование повседневных задач типа уборки квартиры;
  • приступы перфекционизма;
  • невосприимчивость к произносимой кем-то информации, неумение слушать и дослушивать;
  • невозможность довести дело до конца;
  • забывание и соответственно невыполнение части заданий или всех обязанностей полностью;
  • резкие упадки сил;
  • трудности чтения, понимания информации, раздражение в связи с этим;
  • ухудшение внимания в коллективной работе;
  • использование рисунков, схем и «дежурных» карточек для запоминания повседневной информации;
  • проблемы с воспроизведением знаний;
  • нервозность и полная пассивность;
  • пассивность сопровождается мелкими манипуляциями: крутятся на стуле, барабанят пальцами, трут лицо, перекидывают ноги;
  • отвлекаемость, частое чувство скуки, непоседливость, неумение расслабляться и отдыхать;
  • необдуманные и опасные решения из-за импульсивности (действия опережают мысли): рискованные сделки и поступки, опасная езда с ДТП, поверхностные и кратковременные дружеские и любовные отношения, игнорирование норм и правил, провокации;
  • чрезмерно подвижное настроение (от депрессии до необъяснимой реактивности);
  • зависимость работоспособности и настроения от внешних раздражителей;
  • взрывной характер;
  • ярость, вспыльчивость, нетерпеливость, нередко провоцирующие увольнение, потерю друзей и семьи;
  • гиперчувствительность, в том числе в отдельной сфере, например, слух;
  • низкая устойчивость к стрессу, склонность «превращать муху в слона»;
  • полнейшая неорганизованность жизни;
  • сложности в адаптации к изменениям;
  • сонливость и задумчивость.

Высок риск зависимого поведения, что обусловлено попытками улучшить концентрацию и повысить энергию с помощью шоколада, чая, кофе, энергетиков или избавиться от внутреннего напряжения через алкоголь, сигареты и наркотики. Люди с СДВГ склонны к компульсивным расстройствам.

Взрослый человек с гиперактивностью часто оказывается изолированным от общества из-за того, что не может быть внимательным, выделять главное и важное в конкретной ситуации, неправильно воспринимает и ошибочно трактует мимику и жесты людей.

Не все люди с СДВГ чувствуют одинаковые симптомы и испытывают трудности. Во многих случаях общая дееспособность и концентрация оказывается сильнее, чем нарушения, характерные для синдрома. Его проявления зависят от возраста и меняются со временем, но почти всегда отмечается внутреннее беспокойство, ощущение подчинения и внушаемости, невозможность достижения цели, трудности в работе и учебе, частая смена места работы, разводы и разрывы отношений, переезды.

причины сдвг

Отсутствие концентрации внимания и собранности. Людям с таким диагнозом очень тяжело идти в ногу со временем. Они постоянно опаздывают на работу, из-за рассеянности попадают в нелепые ситуации, из которых не могут найти выход. Поведение такого человека хорошо описал в своём стихотворении С. Маршак «Вот какой рассеянный».

Ему характерны импульсивные действия и движения. Практически все его деяния не обдуманы, скоропалительны, совершённые под действием эмоций, которые могут повлечь кучу неприятностей или закончится несчастным случаем. Для них характерны частые смены настроений, независимо от происходящего вокруг. Он может смеяться без причины и через секунду впасть в уныние, часто его поведение может быть слишком агрессивным, что опасно для его окружающих людей.

Взрослым, болеющим синдромом дефицита внимания и гиперактивности, характерны высокие критические отношения к себе, они недооценивают свои возможности и как часто у них не складывается личная жизнь.

Присутствие синдрома дефицита внимания и гиперактивности у взрослых влияет на их мотивирование совершения поступков. Они не понимают значимости своих действий и в итоге теряют работу, ходят неопрятные, дома у них беспорядок и непонятен смысл дальнейшей жизни. Гиперактивные люди находятся в постоянном беспокойстве, совершают множество бесполезных действий и в итоге они ничего не успевают сделать.

С подростками легко работать, если в этом помогает семья и у ребенка есть цель продолжить обучение в вузе или просто получить хорошую специальность.

У взрослых лечение синдрома дефицита внимания проводится также, как и у подростков. Но проблема в данном случае состоит в том, что взрослого человека сложнее убедить в том, что его проблемы возникли из-за болезни. Взрослые с СДВГ часто не понимают необходимости лечения синдрома.

СДВГ у взрослых (признаки)

Многие люди считают, что поставить диагноз ребенку поможет анкета для определения синдрома дефицита внимания или тест СДВГ. Они задают вопросы интернет-консультантам, пишут на форум, пытаясь найти ответ на вопрос, здоров ли ребенок или у него синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Но вы должны понимать, что ни одна анкета или тест не дадут ответа на этот вопрос, помочь вам может только очень хороший невролог.

Примерно определить синдром дефицита внимания гиперактивности сдвг у вашего ребенка можно без всякой анкеты по следующим признакам:

  1. Даже если ребенок сидит, его руки или ноги постоянно меняют положение, он ерзает и крутится на стуле, пытается подложить ногу под себя или задрать ее на стул и даже стол. Он не хочет и не может долго сидеть.
  2. Ребенок восприимчив к внешним факторам и отвлекается даже под угрозой двойки и наказания.
  3. В групповых занятиях или играх такие дети не могут терпеливо ждать своей очереди, спешат ответить, хотя учитель еще не договорил вопрос.
  4. Дети с синдромом не следуют инструкциям, чтобы что-то делать правильно — это выходит неумышленно, как результат невнимательности. С этим связана и неспособность хорошо выполнить домашнее задание — пациенты не заканчивают одно упражнение, приступают к другому. Не могут играть долго и спокойно. Невнимательность приводит к тому, что ученик с СДВГ легко отвлекается в классе, ему трудно учиться, он получает плохие отметки, у него отсутсвует чувство времени.
  5. Такие дети и подростки слишком много разговаривают. Часто перебивают или вмешиваются в деятельность других людей. Любят бегать, танцевать, хулиганить. Но стоит только предложить посещать танцы постоянно — ребенок посчитает такой урок нудным.
  6. У ребенка часто теряются предметы первой необходимости — книги, тетради, карандаши и т.д.
  7. Ребенка интересуют опасные занятия, он не понимает, что нужно быть осторожным. Риск развития преступного поведения достигает 10 %.

признаки сдвг

У детей с гиперактивным синдромом дефицита внимания практически всегда присутствуют: шумность, безрассудство, отсутствие мышления, игнорирование советов, непослушание, ненормальное поведение, перепады настроения, беспокойство, эмоциональную уязвимость, дерзость и вспыльчивость.

Внимание! Вышеперечисленные симптомы приблизительны! У каждого ребенка будет свой набор проблем. Кроме этого, вы должны учитывать выраженность симптомов СГВД в разном возрасте.

Как распознать СДВГ

Синдром дефицита внимания выражается прежде всего в гиперактивности и невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.

Признаки гиперактивности проявляются в следующем:

  1. Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле, дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.
  2. Чувство тревоги усиливается, когда взрослые принуждают вести себя тихо и спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным смехом, топаньем или вскакиванием с места.
  3. Гиперактивность выражается в импульсивном поведении. Например, ребенок выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых соревнованиях.

Невнимательность, свойственная синдрому гиперактивности, выражается следующим образом:

  1. Любое задание утомляет очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Обычно дети способны удерживать внимание на том, что им действительно интересно. Но у ребенка с СДВГ скука и рассеянный взгляд появляется в любом занятии, даже в том, которым он первые минуты «загорелся».
  2. Проблемы с сосредоточенностью развивают рассеянность. Садясь за домашнее задание по языку, ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу.
  3. Отмечается очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.
Предлагаем ознакомиться:  Что такое гипертензионный синдром

Гиперактивность у детей подросткового возраста имеет свои дополнительные симптомы:

  • повышенная раздражительность и обидчивость;
  • привычка разговаривать слишком громко, перебивать собеседника и не завершать собственное начатое высказывание;
  • суетливость и неловкость в движениях;
  • стремление делать несколько дел одновременно (смотреть телевизор, писать домашнее задание и разговаривать по телефону);
  • неусидчивость во время приема пищи, непреодолимое желание кому-то звонить и доделать забытое дело именно во время обеда или ужина.

Подобное поведение может наблюдаться у более половины подростков. Многие симптомы, такие как раздражительность, свойственны пубертатному периоду. Основное отличие СДВГ от влияния гормональной перестройки в том, что к 14 годам подросток становится более собранным и спокойным.

Симптомы СДВГ

Общая клиническая симптоматика ярче выражена в раннем возрасте. Этот период обуславливается нарушением поведения. СДВГ у детей проявляется повышенной импульсивностью и гиперактивностью. Малыш постоянно пребывает в нервной подвижности:

  • сидя на одном месте елозит;
  • задает вопросы, не дожидаясь на них ответа;
  • нетерпеливо ввязывается в общение других людей;
  • привлекает к себе внимание криком, шумом, истерическим поведением;
  • игнорирует любые указания;
  • проявляет недоброжелательность к окружающим.

По мере взросления болезненное отклонение вызывает все больше проблем. Обучение в школе осложняется недостатком взаимопонимания со сверстниками, педагогами, родными.

Подросток не справляется с программой обучения. Отсутствие интереса к общеобразовательным предметам вызывает у него бесцельную активность. Неприемлемых ситуаций для таких детей не существует. Во время занятий они свободно разгуливают по классу, пристают к окружающим, портят школьные предметы.

В переходном возрасте на смену гиперактивности приходит суетливость, беспокойство и чувство внутренней тревоги. СДВГ у подростков в этом периоде характеризуется:

  • неправомерным поведением;
  • психоэмоциональной неустойчивостью;
  • заниженной самооценкой;
  • безответственностью;
  • нежеланием участвовать в любом виде общественной или домашней деятельности.

Отличительные признаки СДВГ у взрослых:

  • снижение интеллектуальных способностей;
  • сложности с восприятием информации;
  • забывчивость и рассеянность;
  • недостаток сознательного контроля над эмоциональными переживаниями;
  • резкая смена настроения;
  • необоснованное излишнее беспокойство.

Лица с пограничными психическими расстройствами ведут образ жизни, не соответствующий нормам общественной морали.

СДВГ является общей проблемой поведения. Дети с такой патологией имеют нормальный или близко к нормальному интеллект, а вот способность к обучению, поведенческие и эмоциональные факторы у них изменены. Детям и подросткам с синдромом свойственна гиперактивность, проявляющаяся в излишней суетливости и безрезультативности деятельности.

В медицине СДВГ делится на три подтипа, в соответствии с основными функциями, связанными с расстройством: невнимательность, импульсивность и гиперактивность:

  • Комбинированного типа;
  • Невнимательного типа;
  • Гиперактивно-импульсивного типа.

Это означает, что некоторые дети могут быть усидчивыми, но невнимательными, а некоторые не могут сфокусироваться на предмете именно из-за неумения усидеть на месте. Наиболее распространенный подтип — комбинированный, когда дети имеют признаки всех трех характеристик.

Всемирная организация здравоохранения в 1978 году объявила о «Международной диагностической классификации болезней Manual», 9-е издание. В соответствии с ней болезнь называется «синдром гиперактивности в детстве» и делится на четыре типа.

  • Тип 1: простая гиперактивность и нарушения внимания. У пациента нет никаких очевидных поведенческих расстройств и задержки развития.
  • Тип 2: с задержкой развития. У пациентов проблемы со связанной речью, неуклюжесть, трудности чтения и т.д.
  • Тип 3: СДВГ с существенными поведенческими расстройствами, но без задержки развития.
  • Тип 4: Другое.

Каждый родитель хочет, чтобы его дети росли здоровыми, но их успехи часто разочаровывают. И даже в хороших семьях подростки вдруг начинают капризничать, скандалить, убегать в компании и воровать. Все это — симптомы синдрома дефицита внимания! Проявляется патология, как правило, до 6 лет, а в школьном возрасте симптомы усиливаются, но с возрастом состояние постепенно улучшается.

Важно! Поставить диагноз СДВГ можно только после того, как ребенок пошел в школу, так как анализировать его поведение нужно, убедившись в плохой обучаемости, и при наблюдении в разных ситуациях — дома и на уроках.

Нарушения внимания (синдром дефицита внимания). Одно из наиболее важных расстройств обучаемости. Дети с активным и пассивным вниманием не могут сосредоточиться на уроках, легко отвлекаются на посторонние факторы. Они часто переходят от одного вида деятельности к другому, не хотят играть, небрежны и поспешны.

Гиперактивность. Это еще один распространенный симптом. При гиперактивности у ребенка значительно увеличена активность, он может что-то придумывать, постоянно бегая взад и вперед, не в силах усидеть в классе. На уроках больной крутится и ерзает на стуле, может даже встать или подложить под себя ногу. Гиперактивный ребенок — разговорчивый, шумный, смутьян, он нарушает дисциплину в классе, чтобы привлечь внимание.

Есть два типа гиперактивности:

  • устойчивая гиперактивность — такое поведение стабильно и дома, и в школе..
  • ситуативная гиперактивность — проявляется только в определенных ситуациях (в основном в школе).

Импульсивность. У детей с СДВГ перепады настроения, раздражительность, своеволие, слабый самоконтроль преобладают над другими качествами. Они чувствительны к внешним раздражителям и уязвимы к неудачам, часто совершают поступки, не задумываясь о последствиях.

Трудности в обучении. Это синдром дефицита внимания школьников. Плохие успехи у детей с синдромом гиперактивности и недостатком внимания связан с вышеназванными симптомами, при этом интеллект у них абсолютно нормальный. Чем выше уровень интеллекта, тем быстрее и легче преодолеваются трудности в учебе.

Расстройства нервной системы. Около половины детей с СДВГ наблюдаются у невропатологов в связи со следующими симптомами: неадекватные вращения телом, неуклюжесть, несогласованные действий, невозможность ходить по прямой линии Ромберга, сосание пальца и постоянное ковыряние в носу, слабая мелкая моторика, нарушения сна и др.

По данным японских ученых около 30% детей после рождения гиперактивны: они беспокойны, раздражительны, чрезмерно много плачут, кричат и несогласованны в отношениях с матерью. Но это еще не СВГД! Чтобы подтвердить диагноз, нужно наблюдать за ребенком и дальше.

В раннем возрасте (2-3 года) симптомы СВГД проявляются более четко: дети непослушны, плохо спят и едят, у них диагностируется энурез и т.д. А у дошкольников симптомы синдрома недостаточности внимания и гиперактивности становятся очевидны: их отличает невнимательность, чрезмерная активность, неспособность сидеть на месте, нежелание сблюдать режим и участвовать в групповых мероприятиях, эмоциональная неустойчивость, агрессивное поведение со сверстниками, животными и вещами.

У школьников в начальной школе все симптомы СДВГ усиливаются: выражены короткая продолжительность концентрации внимания, невозможность сосредоточиться на лекции, постоянное отвлечение, трудности в обучении и невозможность закончить работу. Дети нетолерантны, своенравны, страдают перепадами настроения. Поведение агрессивно, им сложно ладить со сверстниками, часто примеряют маску «клоун».

У учащихся средней школы симптомы синдрома невнимания и гиперактивности постепенно ослабляются. Но если болезнь перешла в хроническую форму, то улучшения не будет. К сожалению, многие родители и врачи этого не замечают, списывая проблему на переходный возраст. Синдром дефицита внимания подростков проявляется так: подростку по-прежнему трудно сосредоточиться, сложно запоминать материал, часто наблюдаются отсутствие самоуважения и мотивации, агрессия, импульсивность, халатность, перепады настроения. Начинаются прогулы, возможны противозаконные поступки.

СДВГ у взрослых: гиперактивность значительно снижена, но остаются другие симптомы синдрома недостаточности внимания. Люди с этой патологией обращают внимание на мелочи, легко обижаются, импульсивны, эмоциональны, легко ссорятся или дерутся, имеют напряженные отношения с коллегами, не любят участвовать в групповых мероприятиях, склонны к алкоголизму, азартным играм, у них отсутствует видение перспектив и настойчивость.

Дети с СДВГ не могут сосредоточиться на обучении, а их поведение постоянно подвергается осуждению. При высокой степени болезни пациентам трудно закончить начальную и среднюю школу. С возрастом, уязвимость детей перед пороками возрастает — они могут попасть в плохую компанию, заняться воровством и т.д.

Проблемы у детей с синдромом будут и в семье. Если маленьких детей родители терпят, с возрастом дурной характер и плохое поведение начинает раздражать даже самых терпеливых членов семьи. Детей ругают за неуспеваемость, наказывают за дерзость. Неудивительно, что большая часть детей-бомжат — сбежавшие из дома подростки с СДВГ.

Если не лечить СДВГ у детей, во взрослой жизни их не ждет ничего хорошего. Импульсивность, лень, скандальность не дают человеку развиваться, он часто ищет легкие пути заработка. Такой человек — тяжкое бремя для родителей, семьи и общества.

Внимание! Если СДВГ переходит в хроническую форму, симптомы болезни сохраняются в течение многих лет. Без лечения синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется в будущем у 70% пациентов в подростковом возрасте и 30% страдает СДВГ всю жизнь.

Диагностика патологии

Диагностика СДВГ у младших школьников включает:

  • проведение целенаправленного опроса родителей;
  • сбор детальной информации о перинатальном и постнатальном развитии;
  • изучение медицинской карты;
  • тест на СДВГ — оценка поведения ученика с помощью стандартных шкал, заполненных родными и учителями;
  • выявление нарушений зрения и слуха.

Подтвердить диагноз СДВГ помогает метод триплексного сканирования головного мозга (УЗИ сосудов). Данный вид исследования одобрен медицинской ассоциацией для детей старше 6 лет. Если клинические мероприятия выявили наличие диагноза СДВГ, необходимо в срочном порядке обратиться к детскому неврологу.

Синдром дефицита внимания у детей после 5 лет и взрослых лиц, диагностируется путем проведения магнитно-резонансной томографии. По результатам МРТ определяется нарушение когнитивных способностей. В этом случае наблюдаются: уменьшение коры головного мозга в префронтальных областях, сокращение движения крови в подкорковых ядрах и лобных долях, отвечающих за осознанные движения.

При выявлении любого синдрома следует обратиться к врачу. Медицина советует обратиться к любому из специалистов: психиатры, неврологи, социальные работники или психологи. Для начала можно получить консультацию у семейного врача или педиатра.

Но социальные работники, терапевты и психологи часто не имеют права назначать лечение, они устанавливают диагноз и направляют для дальнейшей консультации к узкому специалисту, такому как невролог или психиатр.

Для того чтобы назначить лечение СДВГ у детей, доктор проведет необходимое обследование. Последнее осуществляется в несколько этапов, соответственно определенному алгоритму.

Первоначально врач попросит рассказать пациента о себе. Если терапию проходит несовершеннолетний пациент, то следует нарисовать его психологический портрет. В повествование требуется обязательно включить манеру поведения ребенка и среду жизнедеятельности.

Следующим этапом алгоритма определения диагноза является проведение требуемых лабораторных обследований. Такая проверка считается классической при установлении верного диагноза.

Необходимо пройти томографию головного мозга и ультразвуковое исследование головы. Протекание болезни на полученных снимках отчетливо видно. В такой ситуации работа головного мозга подлежит изменениям.

Кроме основных методов диагностики, можно прибегнуть к полному обследованию:

  1. Генетическое исследование обоих родителей на установление причин, послуживших толчком для развития проблемы;
  2. Осуществляется осмотр неврологического типа, на котором требуется проведение методики NESS;
  3. Проведение нейропсихологического тестирования для малышей, дошкольников и подростков школьного возраста.

На основании полученных результатов анализов и обследований доктор устанавливает диагноз. В результате проводимого тестирования будет точно выявлено наличие гиперактивности и возбудимости у пациента или ее полное отсутствие. После подтверждения диагноза назначается результативное лечение.

— с акцентом на дефицит внимания (когда у человека отсутствуют признаки гиперактивности, но ему сложно сконцентрироваться, продолжительно работать с одной и той же задачей и организовывать свои действия, он забывчив и легко утомляется)

— с акцентом на гиперактивность (человек излишне активен и импульсивен, но не испытывает значимых трудностей с концентрацией)

— смешанный вариант

Согласно американскому классификатору психических расстройств DSM-5 диагноз «синдром дефицита вниманиягиперактивности» можно установить не ранее 12 лет. При этом симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках и проявляться достаточно сильно, чтобы заметно влиять на жизнь человека.

диагностика сдвг

СДВГ или биполярное расстройство?Одна из проблем диагностики синдрома — в том, что по некоторым приметам синдром пересекается с другими психическими заболеваниями — в частности, с циклотимией и биполярным расстройством: гиперактивность можно спутать с гипоманией, а быструю утомляемость и проблемы с концентрацией — с признаками дистимии и депрессии.

К тому же эти расстройства коморбидны — то есть, достаточно высока вероятность заполучить одновременно и то, и другое. Кроме того, подозрительные симптомы могут быть связаны с непсихическими заболеваниями (например, тяжелой травмой головы или отравлением). Поэтому специалисты часто рекомендуют тем, кто подозревает у себя синдром дефицита внимания, перед тем, как обращаться к психиатрам, пройти обычный медицинский осмотр.

Гендерные нюансы. В прошлом году в журнале The Atlantic вышла статья о том, что у женщин СДВГ проявляется иначе, чем у мужчин. Согласно описанным в статье исследованиям, женщины с этим расстройством реже проявляют импульсивность и гиперактивность и чаще — неорганизованность, забывчивость, тревожность и интровертность.

Редакция T

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector