Плохая память у ребенка лечение

Плохая память у ребенка лечение

Плохая память у ребенка лечение
СОДЕРЖАНИЕ
0

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами.

По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, анемии;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Опухоли головного мозга;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические нарушения мозгового кровообращения;
  3. Атеросклероз;
  4. Артериальная гипертензия;
  5. Дисциркуляторная энцефалопатия;
  6. Остеохондроз шейного отдела позвоночника;
  7. Вертебро-базилярная недостаточность;
  8. Черепно-мозговые травмы;
  9. Метаболические нарушения;
  10. Гормональный дисбаланс;
  11. Опухоли ГМ;
  12. Болезнь Альцгеймера;
  13. Психические расстройства (депрессия, эпилепсия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, вегето-сосудистая дистония, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента.

Дети быстрее забывают

В 4 года частым показателем плохой памяти становится невозможность выучить короткий детский стих из простых слов. Что советуют делать эксперты? Проблемой развития памяти должны заниматься специалисты по психологии.

  • зрительную;
  • моторную;
  • слуховую.

Какая из них является недостаточно развитой? В состоянии ли малыш запоминать условия игры, сможет ли пересказать простейшую сказку, может ли понять, что такое рифма и прочувствовать ее, для того, чтоб более легко учить стихи. Если у ребенка отсутствует чувство рифмы следует:

  • с помощью ритмичного постукивания вместе с ребенком разучить определенные сигналы, такие как «два коротких один длинный» и т.д.;
  • придумывать вместе с ребенком слова и фразы с похожими окончаниями. К примеру: ребенок — котенок, кошка — дорожка;
  • проговаривать вместе короткие стихотворения, и чтоб малыш сам произносил слово в конце по рифме : «наша Таня громко плачет, уронила в речку…….. мячик», «тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке …….. мяч».

Если малыш не может запомнить тексты, упражнения, правила и инструкции — это проблемы в слуховой памяти. Что делать в этом случае:

  1. Во время заучивания стихотворений, следует опираться на зрительные и моторные стимуляторы. При прочтении стиха или сказки следует обращать внимание ребенка на изображения героев или происходящих в сюжете действий. Дополнять картинку жестами или определенными движениями. При этом изучение стихотворения станет очень эмоциональным. Если в пересказе стихотворения или сказки, малыш забудет определенную строчку, то заученные жесты или картинки станут подсказками для продолжения повествования.
  2. Следует увеличивать число слов в памяти малыша. Чтоб это сделать, нужно частое повторение удлиняющих фраз и словосочетаний. К примеру, таких:
  • я пошел;
  • я пошел в магазин;
  • я пошел в магазин игрушек;
  • я собрался и пошел в магазин игрушек;
  • я собрался и быстро пошел в магазин игрушек; и тому подобное.

Для того, чтоб улучшить зрительную память, следует вместе с малышом внимательно рассмотреть иллюстрацию из сказки, обсудить ее детали, обратить внимание на мелочи, рассказать сюжет, происходящий на картинке, и дать ему задания попытаться по памяти повторить рисунок, прибегая в случае заминки к устным подсказкам.

Если существуют проблемы и в слуховой, и в зрительной, и в моторной памяти, нужно уделять внимание всем этим направлениям одновременно, и подходить к проблеме, как комплексу. Консультация у психолога может подсказать определенные методы и пособия, способные помочь развитию ребенка с проблемной памятью.

Чтобы понять причины плохой памяти у 6-летнего малыша, следует пройти с ним несколько простых упражнений-тестов, определяющих причину проблемы. Дети воспринимают такой способ, как игру, а взрослым будет повод задуматься над результатами.

Следует проверить общую память будущего школьника. Для этого можно начать с простых вопросов о том, как он провел день, вечер, где был во время летних каникул, что видел в зоопарке, какие сказки слышал и какие в них герои?

Те, кто не в состоянии припомнить происходящие недавно с ними события, и имеют провалы в памяти, скорее всего проблемой является недостаточная активность головного мозга.

Предлагаем ознакомиться:  Процесс переливания крови у детей

Для проверки зрительно-предметной памяти в 6-летнем возрасте можно использовать карточки с рисунками предметов или животных, людей. К примеру: собаки, автомобиля, дерева, мальчика, девочки, сумки, дома.

Малыш должен внимательно их разглядеть и постараться запомнить. После этого он отворачивается, а маме нужно спрятать одну из иллюстраций. Малыш должен повернуться и вспомнить, какой именно картинки не стало на столе.

Более сложное задание — это запоминание порядка, в котором лежат карточки. После того, как ребенок закроет глазки, картинки нужно перемешать. Затем ребенок должен восстановить порядок картинок. Малыши 6-лет без нарушений в памяти выполнят это задание без труда.

Плохую память 8-летнего ребенка также можно тренировать определенными играми. К примеру, детям такого возраста интересна и полезна игра «Фотограф». Ребенку показывают несколько красивых картинок с детским сюжетом и дают время на то, чтоб он мог внимательно рассмотреть их и запомнить, что на них изображено.

Затем картинки переворачиваются и он должен по очереди описать каждую из них по памяти, подробно раскрывая сюжеты, в каких цветах выполнено изображение и т.д. За успехи ребенка всегда нужно хвалить, не стоит забывать об этом.

Удачным упражнением для памяти 8-леток является схематичные рисунки прочитанного. После прочтения определенного текста ребенок должен набросками нарисовать то, о чем было в книге. После этого все должно происходить наоборот. Опираясь на нарисованные наброски, малыш должен пересказать текст.

К эффективным для памяти играм для детей такого возраста относится забава «Покажи сказку жестами». Это выглядит очень смешно и дети с удовольствием показывают сказочных героев и что они в сказке делали. Вместе с этим прочитанное и показанное прекрасно запоминается.

Для того, чтоб развивать плохую память у десятилетнего ребенка, важно помнить о том, что с ним надо больше и чаще общаться. Расспрашивать о том, что происходило в школе, на уроке, на перемене, задавать вопросы о различных мелочах, при этом не перебивать, даже если ребенок запинается и слушать его речь до самого конца.

Подобные вопросы-ответы активизируют головной мозг, заставляя включаться в работу те его участки, которые отвечают за память. Чем более детальный будет опрос, тем лучше это для тренировки памяти. Постарайтесь заинтересовать его учить ежедневно наизусть хотя бы по одному четверостишью его любимого автора или песни.

Полезным будут изучения иностранных фраз, к примеру, известных цитат или также текстов песен. Желательно пытаться развивать память ассоциациями, т.е. играть в вопросы подобного плана: мама готовит кушать и из кухни запах чего?

Мяса или жареной картошки, а может быть борща? На улице увидели улетающих птиц? Что следует после этого и какие ассоциации вызывает это событие? Если ребенок научиться мыслить образами, то стихи он тоже сможет заучивать гораздо легче.

Строки легче запомнятся, если ребенок поймет, о чем говорит, и представит это в своем воображении. При появляющихся в голове картинках стих запомнить получиться быстрее. Можно обратить внимание ребенка на расположение четверостиший на странице учебника и попросить мысленно «сфотографировать» текст.

Бесспорно, процесс развития детской памяти длительное и трудоемкое занятие, где для достижения цели понадобятся время, терпение и систематичность.

Чем раньше родители приступят к разрешению этой проблемы, тем легче ребенку будет в школе. Если пустить подобные отклонения на самотек, малыш в будущем может столкнуться с проблемами, в которых виновата будет невнимательность мамы и папы.

Анжелика Вертепная, 36 лет ( г. Москва).

Интересная статья, почерпнула много упражнений. Сыну 7 лет и со стихами у нас проблема. Отстает в школе именно из-за проблем с памятью. Сложно запоминает таблицу умножения. Буду пользоваться данными советами, надеюсь, что это поможет.

Инна Маркова, 32 года (г. Калининград). Огромное спасибо! Обязательно буду использовать подобную методику, ведь с памятью у дочери настоящая беда. В школе она очень отстала от сверстников, так как совсем не может запомнить того, что устно рассказывает учитель на занятиях. Даже не думала, что с помощью игр можно улучшать и развивать память. Думала, что такая уж у нас она невнимательная, а, оказывается, что проблема в том, что я не знала, как нужно заниматься с дочерью.

Ирина Степаненко, 33 года (г. Таганрог). Внимательно прочла и полностью согласна. С помощью подобных игр и упражнений смогла улучшить оценки своего сына. С 1-го класса ребенок очень отставал в школе из-за плохой памяти. Но мы вовремя спохватились. Действительно, уделяя ежедневно хотя бы по пол часа подобным тестам и заданиям, уже через месяц улучшатся показатели ваших детей, а в дневник с оценками смотреть будет гораздо приятнее.

Ольга Солдатко, 41 год (г. Радужный). Полный бред. Ничем эти тесты не помогут. Ребенок с плохой памятью должен быть показан психологу или логопеду, если он не может пересказать текст или выразить свои мысли словами. Если он отстает в школе, ему нужны репетиторы.

Антон Горянский, 44 года (г. Севастополь). С интересом прочли статью вместе с супругой и задумались над оценками собственного сына. Ведь действительно низкая успеваемость нашего ребенка кроется исключительно в плохой запоминаемости материала. Он стал отстающим именно из-за слабой памяти.  Благодарны авторам, будем заниматься ребенком с помощью ваших упражнений.

Кира Сидорчук, 30 лет (г. Тюмень). Спасибо большое за хорошие советы. Ребенку 8 лет, в этом году в школу, а с памятью прямо беда. В школе с 1-го класса на последнем месте и никак не можем выкарабкаться. Заметила, что очень плохо запоминает пройденный на уроке материал. Буду пробовать играть в описанные здесь игры с ним и заниматься почаще. Благодарю за дельные подсказки, буду верить, что все у нас получится.

Предлагаем ознакомиться:  Расшифровка норм СОЭ в крови у детей

У явления «плохая память» причины могут быть самые разнообразные. В случае, если малыш рождается с отсталостью, его память будет крайне слабой, это значит, что к серьезному обучению такой человек не будет готов и во взрослой жизни.

Взрослые причины плохой памяти крайне редко встречаются у детей, эти патологические состояния приобретаются лишь по мере взросления.

Добавочные причины

Необходимо знать, что очень плохая память у человека может развиться и если есть наличие следующих факторов:

  • Питание несбалансированное и недоедание. В данном варианте организм испытует нехватку витамина В12, который учавствует в накоплении воспоминаний. Чтобы не позволить несоблюдение памяти, предлагается принимать особый витаминный комплекс.
  • Менопауза. Плохая память у представительниц прекрасного пола наблюдается при снижении уровня эстрогенов, отличительного для климактерического периода. Решением проблемы станет гормонозаместительная терапия.
  • Излишний вес и большое давление. В подобном состоянии происходит сужение сосудов, благодаря чему мозг не получает необходимого количества крови.
  • Заболевания щитовидки. Основой плохой памяти и частых напряжений может быть гипотиреоз.

Как определить, если ли нарушения в памяти?

Следует обязательно убедиться, что причина не в недосыпании. Если ребенок до поздней ночи играет в компьютерные игры или занимается просмотром телевизора, память может быть проблемной. Обязательно нужно просчитать, какое количество времени в сутках уходит у ребенка на сон.

Он должен быть не меньше 10-ти часов. Именно этот сон для ребенка является неполноценным. Качество детской памяти зависит не только от сна и тренировок. Не стоит забывать о факте индивидуальности каждого из людей.

Но, несмотря на это, развитие памяти ребенка — вещь вполне реальная. Опытные квалифицированные специалисты могут посоветовать и расписать специальный комплекс индивидуальных упражнений и занятий по развитию памяти. Подобные задания выполняются ребенком дома под контролем родителей.

Чтоб разобраться, на самом ли деле ребенок плохо запоминает информацию, 2-е ученых Сюзан Газеркоул и Трэйси Алауей предоставили список проблем у ребенка с нарушениями в памяти:

  1. Ребенок имеет проблемы в социальных отношениях с детьми.
  2. С трудом отвечает на прямые вопросы.
  3. Не может вести себя в соответствии с инструкциями.
  4. Не в состоянии выполнять поставленные задания.
  5. Невнимателен.
  6. Не может выполнить задание по переработке и сохранении информации.
  7. Плохая память у ребенка в 4 года.

Как развить память у детей?

Для развития памяти малышей от 2-х до 6-ти лет подойдет игра «Коробочка». Коробочка составлена из нескольких маленьких коробок, стоящих парами, и склеенных друг с другом. Их число постепенно нужно увеличивать, (если ребенку около 6-ти лет, то число их может быть около 12-ти штук).

В одну коробочку кладут игрушку, причем ребенок видит в какую. Затем «Коробочку» закрывают, к примеру, тканью, и после этого малыш должен отыскать игрушку, вспомнив, в какой именно коробочке она была спрятана.

В возрасте 3-6-ти лет эту игру можно усложнять, спрятав в коробочки несколько предметов. Можно использовать коробки из-под спичек, склеенные по несколько штук рядом в виде башен. Чем больше предметов спрятано, тем сложнее становится задание. Прежде, чем открыть коробок, малыш должен описать что в нем и какого цвета.

Для детей 4-х лет подойдет игра в «Волшебный мешок».Для этого в небольшой мешочек складываются разнообразные предметы: нитки, спички, игрушка, пуговица, карандаш, кукла, машинка и т.д. Наощупь ребенок должен определить, кто именно спрятан в мешке, описать цвет, предназначение, рассказать где дома хранится этот предмет.

5468448648

Более взрослые дети, от 6 до 10 лет, развивают свою память, обучаясь завязыванию морских узлов, поэтому следует обратить внимание на «кружки» с подобным направлением. Это занятие способствует запоминанию и улучшению мозговой деятельности.

Также прекрасным «тренажером» для их памяти может стать игра в «Слова-пары». Нужно придумать связанные между собой по смыслу слова, к примеру: рука — пальцы, глаза — ресницы, собака — ошейник, кошка — молоко, и т.д.

Сначала ребенку зачитываются все пары. Через несколько минут повторять нужно, только первое слово из словосочетаний, а ребенок должен вспомнить второе. Желательно вспоминать вторые слова минут через 30, после того, как ребенок успел отвлечься на что-либо другое.

Хорошим упражнением для детской памяти любого возраста является подобное тестирование — следует прочесть ребенку сказку «Мудрая сорока»: Сороке захотелось воды. На улице у дома была ваза с водой, но вода в ней была лишь на донышке.

И сорока никак не могла дотянуться до воды. Она решила набросать в вазу камней, для того, чтоб вода стала выше и она смогла напиться. После того, как ребенок прослушает повествование, следует попросить его пересказать все то, что он услышал.

Если все задания выполнены — все отлично. Если проскакивали ошибки и затруднения, это значит: уровень памяти низкий; фонематический слух низкий; низкий уровень мышления образами; слабое развитие речи.

Может быть такое, что общая и зрительно-предметная память окажутся в норме, а слухо-речевые задания выполнены с ошибками. В таком варианте, основная проблема заключается в слуховом восприятии или слабом уровне внимания.

Лекарства

Чтобы не позволить передозировки и нежелательных эффектов, лекарства от плохой памяти и для исправления работы мозга искусственного происхождения можно принимать исключительно по назначению доктора. Прекрасными лекарствами являются:

  • Аминалон – гамма-аминомасляная кислота, помогающая усвоению глюкозы (энергетический источник для нервных клеток). Делает лучше мышление, память, помогает возобновить нарушенные функции после перенесенного инсульта.
  • Глицин – аминокислота, помогающая обновлению клеток мозга головы.
  • Кортексин – делает лучше функцию мозга головы, процессы памяти и обучения, повышает стойкость при стрессовых воздействиях и сосредоточение внимания.
  • Пирацетам – оказует хорошее влияние на процессы обмена мозга, содействует консолидации памяти, ощутимо делает лучше процесс обучения.
  • Церебролизин – ноотропный препарат, который предназначен для излечения различных форм неврологической и психической патологии. При регулярном использовании лекарства увеличивается настроение, активизируются процессы умственной деятельности, становиться лучше память.
Предлагаем ознакомиться:  Тахикардия и брадикардия у подростка

Не считая искусственных препаратов сделать лучше память могут и лекарства естественного происхождения, к примеру, настой цветков клевера, молодые сосновые почки, корень женьшеня или отвар из коры рябины.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать биохимический анализ крови, позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи).

Механизм памяти

Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Перед тем, как определить схему лечения, необходимо узнать точный диагноз и определить, чем было спровоцировано нарушение. Узнать все это можно, определив следующую информацию:

  • Какие болезни мучают человека. Чаще всего прослеживается связь между заболеваниями в настоящем или патологиями в прошлом с ухудшением состояния работы мозга;
  • Есть ли факторы, подразумевающие ухудшение памяти. К примеру, деменция, черепно-мозговая травма или прием определенных медикаментов;
  • Какие лекарственные средства принимает пациент, есть ли возможность ухудшения состояния памяти от них.

При выявлении причин ухудшения памяти необходимо сделать биохимию крови. Таким анализом выявляются проблемы гормонального фона, дефицит витаминов и нарушения на метаболическом уровне.

Провалы памяти у детей и взрослых

  • Жизнь в постоянном стрессе (неблагополучные условия жизни, проблемы в школе, с ровесниками во дворе);
  • Врожденные заболевания (синдром Дауна);
  • Зрение ниже нормы;
  • Анемия и авитаминоз;
  • Рак мозга;
  • Астения;
  • Расстройства психики;
  • Частые болезни, провоцируемые вирусами;
  • Отравление организма алкоголем или наркотиками;
  • Травмы черепа.

Взрослые страдают плохой памятью в следствие приобретенных недугов:

  • Вертебробазилярная недостаточность;
  • Стрессы, хроническая усталость в эмоциональном плане;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Нарушения в плане метаболизма;
  • Атеросклероз;
  • Дисбаланс гормонального фона;
  • Острое нарушение кровообращения в сосудах мозга;
  • Болезнь Альцгеймера;
  • Дисциркуляторная энцефалопатия;
  • Депрессия, шизофрения;
  • Остеохондроз.

    Плохая память у ребенка

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector