Нарушения памяти у детей

Нарушения памяти у детей

Нарушения памяти у детей
СОДЕРЖАНИЕ
0

Основные причины нарушения запоминания

К нарушениям развития памяти приводят: родовые травмы, недоразвитие одного или нескольких отделов мозга, экзогенные факторы — последствия травм, перенесенных в ранний период жизни инфекций, интоксикаций, а также психические заболевания.

Возможен целый комплекс неблагоприятных условий: напряженная обстановка в семье, конфликты со сверстниками, общая ослабленность организма из-за частых ОРЗ, гиповитаминоз, педагогическая запущенность.

Нарушения памяти проявляются как гипомнезия — ухудшение процессов запоминания и воспроизведения, либо амнезия — выпадение отдельных моментов из памяти.

Недостаточность развития произвольной памяти у младших школьников выявляет детский психолог или нейропсихолог с помощью специальных тестов, и при необходимости отправляет на обследование к врачу-неврологу.

Составляется коррекционная программа, цель которой — улучшение когнитивных функций при помощи развивающих занятий. Затем проводится повторное исследование — проверяют снова тот же показатель для выявления эффективности проведенной работы.

При коррекции нарушенного вида памяти надо опираться на другие ее виды, которые у малыша сохранны:

  •  слуховая — больше читать вслух;
  •  зрительная — использовать наглядные средства;
  •  моторная — записывать или зарисовывать.   Также необходимо добиваться понимания смысла запоминаемого, а не механического зазубривания.

Причины могут быть самыми разнообразными. Самая частая, по данным статистических исследований, это астенический синдром. Так называют комплекс симптомов: психоэмоциональное напряжение, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, признаки депрессии. Вторая по частоте причина — это последствия каких-либо заболеваний.

Но существует ряд других факторов, которые могут привести к нарушениям памяти:

  • Иные астенические состояния: стрессовые ситуации, переутомление.
  • Чрезмерное употребление алкоголя. Приводит к соматическим нарушениям, структурным изменениям мозга.
  • Болезни, связанные с патологиями кровообращения в головном мозге.
  • Травмы головы.
  • Опухоли, локализованные в тканях головного мозга.
  • Патологии психиатрического профиля.
  • Врожденные нарушения интеллекта — как генетические, так и связанные с родовыми травмами.
  • Нарушение обмена веществ.
  • Хроническая интоксикация (например солями тяжелых металлов)

Соответственно, лечение в каждом случае специфическое, а диагностика требуется тщательная, так как причин множество.

Причины нарушения памяти у людей разного возраста являются различными:

  • Недостаточное потребление витаминных комплексов, низкий гемоглобин.
  • Ослабление организма.
  • Частые вирусные инфекции.
  • Травмы головы.
  • Постоянные стрессы.
  • Нарушение зрения.
  • Новообразования в мозговом веществе.
  • Расстройства психики.
  • Интоксикация, употребление спиртных напитков, наркотиков.
  • Внутриутробные отклонения в здоровье.

Причины нарушения памяти у детей могут быть самыми разнообразными, связаны с врожденной умственной отсталостью или приобретенные в детском возрасте. Эти проблемы возникают в результате следующих явлений:

  • гипомнезия: ухудшение воспроизведения и запоминания получаемой информации;
  • амнезия: потеря целых эпизодов в результате получения травм или психических заболеваний.

Нарушение памяти у детей младшего школьного возраста обосновано сложностью образовательной программы, что также влияет на трудность общения со сверстниками. В основном, дети подвержены кратковременной потери вследствие частых простудных заболеваний, гиповитаминоза или неблагоприятного психологического состояния в коллективе и семье.

Виды памяти

По продолжительности сохранения информации память подразделяется на два вида:

  •  Кратковременная — запоминание на короткий (несколько минут) срок, быстрое забывание. Например, цифр при устном счете, отрывка текста при конспектировании, письме под диктовку, людей в помещении, где находились только что. Такая информация долго не хранится, через некоторое время стирается.
  •  Долговременная — откладывание воспоминаний, информации, впечатлений, навыков на длительный срок. Помогает накапливать и объединять жизненный опыт, формирующий личность человека. Бывает механической, либо смысловой (ассоциативной).

По ведущему анализатору память подразделяется на следующие виды:

  •  зрительная — запоминание видимых образов;
  •  слуховая — запоминание услышанного;
  •  тактильная, моторная (двигательная) — запоминание ощущений и движений;
  •  эмоциональная — запечатление ярких эмоций;
  •  вербально-логическая — усваиваются речевые конструкции, смысловые связи.

В процессе участвуют одновременно несколько видов, редко только один из них.

Проявляется этот симптом в виде следующих заболеваний:

  1. Амнезия, которая может иметь различные формы, но в общем характеризуется выпадением памяти на различные промежутки времени, утратой различных сведений или навыков.
  2. Гипомнезия — характеризуется прежде всего ослаблением способности воспроизведить и запоминать различные справочные данныее – имена, цифры, термины и названия, т.е. функции памяти поражаются неравномерно.
  3. Гипермнезия – напротив, патологическое обострение памяти. Часто встречается при маниакальных состояниях и начальных стадиях алкогольного и наркотического опьянения.
  4. Парамнезии – это качественные нарушения, их довольно трудно чётко классифицировать, так как симптоматика довольно сложна. При данных заболеваниях впервые виденное, испытанное или рассказанное воспринимается человеком как нечто знакомое, происходившее с ним до этого прежде. Иллюзия узнавания также относится к данным нарушениям.

Причины

Викторова Елена Александровна

Причин ухудшения памяти на самом деле чрезвычайно много. Это астенический синдром – тревожное и депрессивное состояние, алкоголизм, деменции, хронические заболевания, интоксикации, недостаток микроэлементов, черепно-мозговые травмы, а также возрастные изменения.

Виды
Нарушение памяти может быть, как периодической или прогрессирующей

Дисмнезия подразделяется на следующие виды:

  • Гипермнезию, при которой происходит быстрое запоминание и воспроизведение больших объемов информации, спонтанно возникают подробные воспоминания из прошлого. Причиной данного заболевания может стать эпилептические припадки, гипомания, передозировка психотропными или наркотическими веществам.
  • Гипомнензию, которая характеризуется склонностью к постоянному забыванию, невнимательностью, беспамятством, является следствием астенического синдрома. Причинами этой болезнью являются депрессии, климакс.
  • Амнезию, при которой собственно утрате памяти подвержены определенные участки воспоминаний, провалы могут возникать на долго и даже навсегда. Различают: диссоциативную, когда забываются события, которые ранее привели к психологическому травмированию; ретроградную – из памяти стирается вся информация, которая хранилась до физического травмирования головного мозга; антероградную – воспоминания сохраняются, а новая инвормация не запоминается; фиксационную – плохая память на события которые происходят сейчас; тотальную – происходит полная потеря памяти. Существует еще один вид – прогрессирующая, при которой воспоминания утрачивается постепенно. Пациент забывает название вещей либо полностью их не узнает.

Парамнезия подразделяется на:

  • Конфабуляцию, при которой отдельные события, произошедшие ранее, стираются, а вместо них в памяти остаются истории бессознательно надуманные самим пациентом. Особенностью является то, что пациент в них искренне верит.
  • Псевдореминисценцию – склонность к замене одних событий другими реальными событиями, с тем отличием, что они происходили совсем в разные времена.
  • Криптомнезию – при которой больные принимают за события произошедшие с ними, истории прочтенные в книгах, увиденные в кино, услышанные от других.
  • Эхомнезию, при которой пациента мучают ощущения, что события происходящие сейчас, с ним когда-то уже случались.
  • Полимпсест, при котором происходит путаность настоящих событий, с произошедшими давно либо объединение различных событий в одно.

Нарушения памяти у ребенка или взрослого также включают в себя: невнимательность, не способность к быстрому переключению с мысли на мысль, плохие концентрационные способности.

Диагностика

Диагностика начинается с внимательного сбора анамнеза — это связано с тем, что наиболее важную информацию о своем состоянии может сообщить сам пациент или его родственники. Первым делом врач определяет, какой компонент памяти страдает больше всего, а затем намечает план дальнейшего обследования.

Разработано и применяется множество специализированных тестов, которые позволяют дифференцировать различные нарушения.

Чаще всего применяются такие тесты:

  • Повторение слов сразу же после того, как они были услышаны — позволяет оценить работу кратковременной памяти. Понятно, что здоровый человек сможет повторить все слова.
  • Повторение десяти слов. Суть теста в том, что врач озвучивает десять никак не связанных между собой слов. Пациент их повторяет. Затем этот цикл повторяется с теми же словами 5 раз. Здоровые люди первый раз называют не менее 4 слов, а при последнем повторении могут озвучить все.
  • Метод пиктограмм. Пациенту озвучивают несколько слов (обычно около 10), а затем дают время, чтобы он изобразил на бумаге вспомогательный рисунок. По рисунку пациент называет слова, а затем его просят посмотреть на бумагу и назвать их через час. Нормой считается запоминание не менее 90% слов.
  • Простой, но эффективный метод — пересказ простого сюжетного текста из нескольких предложений. Тест имеет вариации — текст зачитывает врач или сам пациент (таким образом тестируют зрительную и слуховую память).
Предлагаем ознакомиться:  Наджелудочковая тахикардия код мкб 10

Не менее важны и инструментальные исследования, которые позволяют оценить функциональное состояния головного мозга и состояние кровеносной системы. Активно применяются электроэнцефалография, резонансная томография и компьютерная томография.

Если есть предположения о том, что нарушение памяти появилось вследствие соматического заболевания — то применяют диагностические методы, направленные на выявление основного диагноза, а состояние памяти контролируют во время выздоровления.

Чтобы определить, имеются ли у человека проблемы, были разработаны различные методики диагностики. Хотя необходимо понимать, что все методы являются усреднёнными, так как люди сильно отличаются индивидуальными особенностями, и что такое «нормальная» память, определить довольно трудно. Тем не менее, ниже приведём несколько методик проверки состояния памяти.

Для осуществления диагностики используют карточки, на которых изображены различные предметы. Всего потребуется 60 карточек, которые будут использоваться двумя сериями – по 30 в каждой.

Каждая карточка из стопки последовательно показывается пациенту с интервалом в 2 секунды. После показа всех 30 карточек необходимо сделать перерыв в 10 секунд, после чего пациент повторят изображения, которые ему удалось запомнить.

На тех же условиях пациенту показывают и вторую стопку из 30 карточек. Если результаты будут различаться сильно, то это будет свидетельствовать о неудовлетворительной концентрации внимания и нестабильной мнестической функции.

Аналогичным образом проверяется и слуховая память пациента, только изображения на карточках ему не показывают, а вслух произносят. Повторная серия слов произносится в другой день. Стопроцентный результат – верное указание 20-22 слов.

Диагностические мероприятия представляют собой опрос пациента о состоянии его здоровья, принимаемых лекарствах, проведение биохимического анализа крови. Кроме того применяют методы нейровизуализации.

Особенности памяти детей дошкольного возраста

У детей постановка диагноза затруднена еще сильнее. Это связано с тем, что нарушения памяти могут проявляться вследствие врожденных заболеваний или могут быть приобретены уже в течение жизни. У детей выделяют две основные формы потери памяти — это гипомнезия (проблемы с запоминанием и последующим воспроизведением информации) и амнезия (полная потеря какого-либо участка памяти).

Чаще всего у детей диагностируют нарушение памяти на фоне астении или неблагоприятного психологического климата. Признаками патологии в данном случае выступают отсутствие усидчивости, проблемы с фиксацией внимания, изменения поведения.

Как правило, дети с нарушениями памяти плохо справляются со школьной программой. У них достаточно часто затруднена социальная адаптация.

Нарушение памяти

Проблемы с памятью в детском возрасте могут быть связаны с нарушениями зрения — ведь большую часть информации человек получает с помощью зрения, а визуальное восприятие очень развито именно в детском возрасте.

В таком случае у ребенка появляются следующие симптомы: снижение объема памяти, низкая скорость запоминания, быстрое забывание. Так происходит из-за того, что образы, полученные незрительным путем, практически не окрашены эмоционально.

Поэтому такой ребенок будет показывать более низкие результаты по сравнению со зрячим. Адаптация заключается в упоре на развитие словесно-логического компонента, увеличение объема кратковременной памяти, развития двигательных навыков.

Амнезии у ребенка в основном представляют собой провальные явления в запоминании определенных событий, происходивших во время помраченной осознанности, связанной с плохими обстоятельствами. Совсем по-другому проявляет себя алкогольная интоксикация у детей, при которой утрата воспоминаний фиксируется уже на начальных этапах опьянения.

Ретроградная потеря памяти охватывает малый временной отрезок перед травмой, она менее выражена и на нее не всегда представляется возможным обратить внимание.

Зачастую нарушение памяти у детей представлено неспособностью к хорошему запоминанию и хранению и воспроизведению полученных сведений. Такие нарушения приводят к понижению успеваемости детей в школе, адаптивным и поведенческим способностям.

У самых маленьких, проявлением является неспособностью к запоминанию стихов, песен, сложностью отличить чужих предметов от своих. Кроме того, ребенок не способен вспомнить, что происходило в саду, забывает имена и прочее.

Определенные нарушения памяти и внимательности, зачастую проявляются у школьников страдающих церебрастеническим синдромом.

У детей
Нарушение памяти у детей требует квалифицированного корректирования

Как правило, способность к запоминанию оценивают по зрительной и/или слуховой кратковременной памяти, то есть по возможности немедленного воспроизведения ребенком только что полученной информации. Долговременную же оценивают по объему активного словаря ребенка и умению воспроизвести общие сведения.

Эти способности во многом зависят от воспитания и некоторых других факторов. Многие взрослые могут вспомнить случаи нарушений кратковременной памяти у дошкольников и младших школьников, когда они не могли пересказать, к примеру, содержание телефонного разговора.

От 4 до 6 лет

Дошкольным считается период с 4 до 6-7 лет. В этом возрасте дети хорошо говорят, способны к построению сложных предложений, их внимание, мышление активно развиваются, появляется способность к анализу.

Мыслительные способности развиваются по мере подготовке ребенка к школе, особенно если родители готовят его целенаправленно, и в первый школьный год, чтобы осилить многократно возросшие умственные нагрузки.

У младших дошкольников преобладает образная память: они запоминают то, что их наиболее сильно впечатлило. Выделяют несущественные, но яркие признаки предмета, а важные, но не столь заметные, могут оставить без внимания.

Формирование навыков мелкой моторики способствует развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста. При частом выполнении определенных действий достигается их автоматизация. Будущий первоклассник учится шить, вырезать ножницами сложные детали из бумаги, рисовать, лепить.

С большой продуктивностью происходит в этот период освоение речевой функции. В четыре-пять лет большинство детей умеют читать, слушают рассказы, сказки, воспроизводят услышанный текст своими словами, связно выражают свои мысли, читают наизусть небольшие стихи. Эта способность развивается в общении со взрослыми и сверстниками.

Дети играют в планшет

Развитие памяти у дошкольников начинается с непроизвольного запоминания. Если стишок или рассказ эмоционально окрашен, он легко запомнится ребенку. Все необычное, что встречается в жизни, быстро откладывается в голове на долгий срок.

С четырехлетнего возраста малыш учится подключать к запоминанию волевой компонент, можно начинать развивать его произвольную память. Возникает самоконтроль, постепенно дошкольник сам учится запоминать информацию, которая пригодится в будущем.

У подрастающего человека формируется личный опыт на основе запоминания событий и связанных с ними переживаний. Этим опытом малыш делится с другими, связно рассказывая о нем: интересное путешествие, поход в зоопарк, обида, болезненные ощущения при посещении врача — все подобные яркие впечатления сохраняются на долгий срок.

Непроизвольная память развивается в результате регулярных наблюдений, например, за живой природой, поэтому желательно акцентировать внимание на таких вещах. Произвольная быстрее формируется, если часто побуждать дошкольника воспроизводить накопленный опыт: учить играть, сочинять и рассказывать истории, запоминать стихи, песни, сказки.

Признаки развития нарушений памяти

Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты.

По количеству выделяют такие симптомы:

  • Амнезия. Так называется полное забывание событий какого-либо временного периода. Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний.
  • Гипермнезия. Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации.
  • Гипомнезия. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти.

Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти:

  • Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени.
  • Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации.

Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний:

  • Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события.
  • Удаление событий, компрометирующих человека.

Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему.

Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей:

  • Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени.
  • Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными.
  • Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту.
Предлагаем ознакомиться:  Миеломная болезнь википедия

Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом.
Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза.

Профилактика

Лучшая профилактика снижения способности запоминать – это здоровый образ жизни. Также необходимо своевременно и в строгом соответствии с врачебными рекомендациями лечить соматические заболевания – диабет, гипертонию и т.д.

Не нужно чрезмерно увлекаться всевозможными диетами. Нужно понимать, что около 20% энергии, получаемой организмом с пищей, идёт как раз на обеспечение потребностей мозга. Поэтому рацион питания нужно подбирать сбалансированный.

Приоритет следует отдавать продуктам, изготовленным из цельнозерновых злаков, овощей, жирной рыбы и т.д.

Необходимо также помнить, что крайне негативное влияние на нервную систему и, соответственно, на риск возникновения нарушений памяти оказывает и водный баланс организма. Нельзя допускать обезвоживания, для этого в день необходимо употреблять 2 литра жидкости.

Главное, помните, что нормальное позитивное общение с друзьями и родственниками, рабочая деятельность, пусть и минимальная, сохранение социальной активности – это и есть залог поддержания мозга в здоровом состоянии до старости.

Развитие моторной и тактильной памяти

«Фотоаппараты»

Виды памяти

Ребенку показывают рисунок в течение нескольких секунд и дают задание «побыть фотоаппаратом»: подробно его запомнить. Затем убирают и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить как можно больше подробностей.

Снова показывают рисунок, проверяют, что было воспроизведено правильно, а что забыли. Если малышу сложно выполнить задание, нужно сказать: «Постарайся, пожалуйста, в следующий раз запомнить больше». Разговаривать с ним нужно доброжелательно, не ругать его, если что-то не получается. Эта рекомендация применима ко всем играм и развивающим техникам.

«Найди различия»

Испытуемому показывают две почти одинаковые картинки, где различаются несколько элементов, которые необходимо обнаружить. Первой показывают картинку, где присутствуют все элементы, ее предлагают запомнить, второй — картинку, где некоторые детали отсутствуют.

«Чего не хватает?»

Упражнение, похожее по смыслу на предыдущее, но другое по форме. Показывают набор мелких предметов, лежащих на столе (камешки, украшения, игрушки из киндер-сюрприза и т.д), предлагают посмотреть несколько секунд и запомнить.

Затем предметы накрывают платком, ребенка просят закрыть глаза или отвернуться, в это время один предмет убирают. После чего разрешают открыть глаза, снова показывают предметы. Нужно правильно ответить, какой из них отсутствует.

Девочка мечтает

«Что изменилось?»

надевает или снимает украшение, завязывает бантик, расчесывает волосы на другой пробор, просит расстегнуть пуговицу. После чего ребенок возвращается к остальным детям, которые должны угадать, что изменилось. Можно сделать игру командной, присваивать каждой команде баллы за внимательность.

«Опиши соседа»

Игра подходит для занятий с детьми, сидящими рядом, например, в детском саду. Ребятам дают задание — посмотреть на соседа короткое время, отвернуться и по памяти описать его. В свою очередь, сосед делает то же самое. Выигрывает тот, кто назвал больше всего подробностей.

«Таблицы Шульте»

Методика, используемая психологами для определения переключаемости внимания. Ее можно использовать для развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста. Детям показываются таблички с буквами, цифрами или простыми рисунками, предлагается посмотреть на табличку некоторое время, а затем воспроизвести то, что запомнили.

«Игра в ассоциации»

Малышу показывают предмет (например, мяч) и предлагают рассказать, какой он: красный, яркий, большой, прыгучий, гладкий, резиновый. Это несложное упражнение, но надежно формирующее ассоциативные связи.

«Я знаю пять…»

Игра с мячом, подходит больше для девочек. При этом берут в руки мяч, отбивают его от пола, повторяя при этом: «Я — знаю — пять — имен — мальчиков: Коля — раз, Петя — два, Ваня — три, Леша — четыре, Игорь — пять…» и так далее.

«Сравнение предметов»

Ребенку предлагают два или больше предметов, о которых нужно рассказать, что в них общего, а что различается. Это упражнение, кроме основной задачи, развивает способности к сравнительному анализу и синтезу.

«Кукловод»

Малыша просят закрыть глаза, затем ведущий, придерживая его сзади за плечи, проводит по некому заранее выбранному маршруту, например: три шага вправо, два влево, шаг назад, два вперед. Открыв глаза, ребенок должен самостоятельно повторить движения. Начинать можно с несложной последовательности, постепенно увеличивать маршрут, усложнять задания.

«Графический диктант»

Упражнение связано как со зрительным запоминанием, так и с мелкой моторикой. Взрослый рисует узор на доске или в тетради, предлагая детям воспроизвести его. Можно начать с простых, постепенно переходить ко все более сложным заданиям (увеличивать количество цветов, сложность самого узора, изменять ритмичность рисунка и т.д)

«Воспроизведение рисунка по памяти»

Это упражнение похоже на предыдущее, но здесь испытуемым сначала предъявляется некий рисунок, состоящий из нескольких частей, предлагается посмотреть на него и запомнить, а затем воспроизвести определенную его часть.

Например, на рисунке изображены три кота — нарисовать второго кота. Два дерева — нарисовать то, что справа, и так далее.

«Делай, как я».

Ребенок и ведущий берут себе каждый по 6 спичек. Вначале ведущий выкладывает из спичек любой рисунок или узор, потом показывает его на пару секунд, а ребенок должен его повторить. Если играют двое детей, то они могут поменяться ролями. Постепенно количество спичек увеличивается до 12-15.

«Геометрические фигуры»

Для этой игры нужен набор геометрических фигур или других простых предметов и мешочек, в который они будут сложены. Ведущий по очереди называет фигуры, а дети на ощупь находят их в мешочке, выкладывая по порядку перед собой на стол.

«Метод десяти слов»

Этот метод используют для проверки развития кратковременной памяти у младших школьников, но он может быть использован и для тренировок с целью увеличения ее объема. Ребенку предлагают запомнить, затем читают в умеренном темпе десять слов, после каждого делая небольшую паузу, потом предлагают вслух воспроизвести их.

Классификация памяти

Заучивание стихов и песен. Как правило, песни с короткими куплетами и повторяющимся припевом легче запоминаются, особенно песни из любимых мультфильмов, которые поет сказочный персонаж и т. д. Также надо предлагать малышу запоминать свой собственный адрес, имена родственников, знакомых, дни рождения.

 

Группировка материала

 

Изучаемый материал разделяется на классы или группы. Это позволяет значительно снизить нагрузку — во столько раз, на сколько групп подразделяется материал.

 

Ассоциации

 

Дают возможность легче запоминать материал, связывая его с уже известным.

 

Схематический образ

 

Для запоминания материала делается его схематический рисунок, используется моторное, зрительное запоминание, устанавливается логическая цепочка.

 

Опорные пункты

 

Представляют собой некий план для запоминания. В качестве опоры выступают даты, названия, имена, необычные словосочетания, яркие моменты и т. д.

 

Структурирование материала

 

Между частями материала устанавливаются логические, иерархические и другие связи, в итоге он начинает восприниматься как единое целое.

Безусловно, упражнения необходимы, но не следует забывать и о других условиях, которые косвенно влияют как на развитие памяти, так и на формирование когнитивных функций ребенка в целом:

  •  Питание: желательно, чтобы ребенок употреблял в пищу больше таких продуктов, как орехи, семечки и злаки, твердый сыр, фрукты и овощи, зелень, печень и белое мясо, жирные сорта рыбы. Мучное и сладкое лучше употреблять в меру.
  •  Свежий воздух. Кислород необходим клеткам мозга для продуктивной работы, поэтому дошкольнику нужно как можно больше гулять на улице.
  •  Физическая активность — стимулирует обменные, мыслительные процессы, полезна для здоровья.
  •  Сон — его достаточное количество очень важно для восстановления нервных клеток. Нельзя допускать переутомления, так как оно пагубно влияет на формирование когнитивных функций. Желательно приучить ребенка к режиму, чтобы он ложился спать в одно и то же время.
  •  Эмоциональная близость и поддержка. Родители должны достаточно времени уделять занятиям с ребенком, чаще общаться с ним, разговаривать и поддерживать. Это необходимо для формирования здоровой самооценки и мотивации, которые важны в развитии не только памяти, но личности в целом.
Предлагаем ознакомиться:  Норма тахикардии при возрасте

Важно помнить, что дошкольные годы — самая беззаботная и веселая пора детства, не следует перегружать ребенка развитием, целенаправленными занятиями, пытаясь сделать из него вундеркинда. Достаточно того, что он развивается в своем темпе.

От 0 до 1 года. Раньше всего у новорожденных формируется моторная память, которая находит выражение в первых условных рефлексах. В период от рождения до года, если не имело место нарушение развития, малыш запоминает выполняемые движения.

От 1 года до 2 лет

Годовалый ребенок делает первые попытки узнавания близких взрослых (кроме родителей). В этот период активно идет процесс развития нервной системы, благодаря чему увеличивается объем и прочность запоминания.

Быстрому обогащению опыта ребенка способствует в особенности освоение ходьбы. На втором году жизни формируются основы образной памяти, поэтому первые осознанные воспоминания относятся именно к этому периоду детства.

От 2 до 4 лет

На этом этапе формирования мнемонических способностей доминирует механическое запоминание. Однако после 2 лет ребенок начинает осваивать основы логики, учится запоминать сложные слова. При этом у малыша сохраняются воспоминания, связанные с ранним детством. В этот период при нормальном развитии ребенок усваивает основные двигательные навыки.

От 4 до 6 лет

Главной особенностью развития памяти у детей дошкольного возраста является непроизвольный характер запоминания. Этот процесс происходит вне зависимости от желания или волевого усилия ребенка. Запоминание и припоминание осуществляются в рамках определенной деятельности и сильно зависят от ее особенностей.

Это упражнение на развитие памяти в дошкольном возрасте предназначено для небольшой группы участников. Ведущий (ребенок или взрослый) становится «кукловодом». Он проводит малыша, желающего принять участие в игре, с завязанными глазами по несложному маршруту, например, в пределах комнаты или детской площадки.

Мама играет с сыном

«Кукловод» должен молчать и только придерживать ребенка за плечи. Последовательность действий может быть различной. Например, «кукла» делает 3 шага вперед, приседает, 2 шага назад, встает на одну ногу и подпрыгивает.

Растительные препараты для улучшения памяти

Экстракт гинкго билоба (Билобил, Гинко) относится к препаратам, улучшающим мозговое и периферическое кровообращение

Если речь идет о дисфункции вегетативной нервной системы, при которой также имеет место нарушения со стороны нервной системы, обусловленной недостаточным усвоением кислорода головным мозгом, то могут также использоваться ноотропные препараты, а также, при необходимости седативные и антидепрессанты.

При артериальной гипотензии возможно применение таких растительных препаратов как настойка женьшеня, китайского лимонника. А также рекомендована физиотерапия и массаж. При дисфункции вегетативной нервной системы необходима также консультация эндокринолога, чтобы исключить возможную патологию щитовидной железы.

Терапия ноотропными препаратами используется при любом нарушении памяти с учетом коррекции основного заболевания.

Терапевт Кузнецова Евгения Анатольевна

Способы лечения

Тактика лечения на 100% зависит от причины. Адекватная терапия подбирается индивидуально, с учетом течения заболевания и состояния пациента. Некоторые заболевания требуют пожизненной коррекции.

Важно вовремя обратиться за врачебной помощью. Многие заболевания, связанные с ослаблением памяти (впрочем, как и другие) лучше поддаются терапии на ранних стадиях развития.

Как правило, лечение направлено и на устранение непосредственной причины болезни, и на устранение симптомов — для улучшения качества жизни пациента.

Пройти полноценную диагностику и использованием самых современных методов и получить эффективную схему лечения можно в многофункциональной клинике ЦЭЛТ. Передовые технологии и квалифицированные врачи помогут вернуть утраченную память.

Запишитесь на прием через заявку или по телефону 7 (495) 788-33-88

При старении организма происходит нарушение памяти в пожилом возрасте, которое характеризуется снижением интеллекта, люди начинают многое забывать, снижается способность к концентрации внимания. Пожилые люди нормально воспринимают такие изменения, многие, для улучшения памяти, принимают соответствующие препараты.

Пациенты, имеющие плохую память учатся запоминать стишки, отгадывают кроссворды, решают задачки. Лечение нарушения памяти и внимательности у детей, кроме медикаментов, включает необходимость проведения занятий с психологами, деятельность по развитию памяти.

Конечно же, в отличии от пенсионеров, психика у детей более податлива корректировке, у них имеется. У детей есть шанс к прогрессивному развитию, тогда как у пожилых людей в основном наблюдается регресс.

После установления диагноза врач приступает к лечению основного заболевания и коррекции когнитивных нарушений.

Острая (ишемический и геморрагический инсульт) и хроническая (дисциркуляторная энцефалопатия) недостаточность мозгового кровообращения являются следствием сердечно-сосудистых заболеваний, поэтому терапия должна быть направлена на лежащие в основе сосудистой мозговой недостаточности патологические процессы: артериальная гипертензия, атеросклероз магистральных артерий головы, заболевания сердца.

Наличие гемодинамически значимого атеросклероза магистральных артерий требует назначение антиагрегантов (ацетилсалициловая кислота в дозе 75-300мг/сут, клопидогрел в дозе 75мг/сут.

Наличие гиперлипидемии (один из важнейших показателей гиперлипидемии является повышенный холестерин), не поддающийся коррекции соблюдением диеты, требует назначения статинов (Симвастатин, Аторвастатин).

Важным является борьба с факторами риска ишемии головного мозга: курением, гиподинамией, сахарным диабетом, ожирением.

При наличии сосудистой мозговой недостаточности целесообразно назначение препаратов, воздействующих преимущественно на мелкие сосуды. Это так называемая нейропротективная терапия. Под нейропротективной терапией подразумевается любая стратегия, защищающая клетки от гибели в результате ишемии (недостатка кислорода).

Развитие детской памяти

Ноотропные препараты делятся на нейропротективные препараты и ноотропы прямого действия.

К нейропротективным препаратам относят:

  1. Ингибиторы фосфодиэстеразы: Эуфиллин, Пентоксифиллин, Винпоцетин, Танакан. Сосудорасширяющий эффект этих препаратов обусловлен увеличением в гладкомышечных клетках сосудистой стенки цАМФ (специального фермента), что приводит к расслаблению и увеличению их просвета.
  2. Блокаторы кальциевых каналов: Циннаризин, Флюнаризин, Нимодипин. Оказывает сосудорасширяющий эффект благодаря уменьшению содержания кальция внутри гладкомышечных клеток сосудистой стенки.
  3. Блокаторы α2-адренорецепторов: Ницерголин. Этот препарат устраняет сосудосуживающий эффект адреналина и норадреналина.
  4. Антиоксиданты — группа препаратов, замедляющих процессы так называемого окисления, имеющих место при ишемии (недостатке кислорода) головного мозга. К данным препаратам относят: Мексидол, Эмоксипин.

К ноотропам прямого действия относятся:

  1. Нейропептиды. Они содержат аминокислоты (белки), необходимые для улучшения работы головного мозга. Один из наиболее применяемых препаратов данной группы — Церебролизин. Согласно современным представлениям клинический эффект наступает при введении данного препарата в дозе 30-60 мл внутривенно на 200 мл физиологического раствора, на курс необходимо 10-20 вливаний. Также к данной группе препаратов относится Кортексин, Актовегин.
  2. Одним из первых препаратов для улучшения памяти был Пирацетам (Ноотропил), относится к группе ноотропов, имеющих прямое действие. Повышает устойчивость мозговой ткани к гипоксии (недостатку кислорода), улучшает память, настроение у больных и здоровых людей за счет нормализации нейромедиаторов (биологически активных химических веществ, с помощью которых происходит передача нервных импульсов). В последнее время назначение данного препарата в раннее назначаемых дозировках считаются неэффективными, для достижения клинического эффекта необходима дозировка 4-12 г/сут., более целесообразно внутривенное введение 20-60 мл пирацетама на 200 мл физиологического раствора, на курс необходимо 10-20 вливаний.

Расстройства памяти детей лечит врач-невролог, поэтому важно как можно быстрее обратиться к специалисту. После детального обследования и диагностики, врач назначает определенные лекарственные препараты и упражнения для активизации работоспособности мозга с целью повысить способности к запоминанию информации.

Нарушение речевой памяти у ребенка является одной из причин недоразвития речи, в этом случае следует обращаться к логопеду, который подберет индивидуальную комплексную программу и упражнения для развития мыслительных процессов и стимуляции слухового внимания.

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock
detector