Рассеянность внимания — это… Что такое Рассеянность внимания?

Рассеянность внимания — это… Что такое Рассеянность внимания?

Рассеянность внимания — это… Что такое Рассеянность внимания?
СОДЕРЖАНИЕ
0

3) Классификация по степени целенаправленности деятельности личности

4) Сознательное и
подсознательное восприятие

Сознательное
восприятие: сигнал достаточно сильный
и он доходит до сознания. Подсознательное
восприятие: сигнал слабый и сообщение
не доходит до сознания. Такие сигналы
поступают в мозг и перерабатываются
низшими центрами мозга (подпороговое
восприятие), не доходя до коры мозга и
не осознаваясь человеком. Но, накапливаясь,
эта информация способна влиять на
поведение человека.

5) Классификация
восприятий по видам деятельности

Выделяют
художественное восприятие, техническое,
музыкальное и другие виды.

6)
Восприятие внешненаправленное и
внутренненаправленное

Восприятия
бывают внешненаправленными (восприятие
предметов и явлений внешнего мира) и
внутренненаправленными (восприятие
собственных мыслей и чувств).

7) Классификация
по продолжительности перцептивного
процесса

По
продолжительности перцептивного
процесса восприятие может быть
симультанное – одномоментное и
сукцессивное – развернутое во времени.

Вопрос
6. Нарушение восприятия. Иллюзии восприятия

Нарушение
восприятия возникает
при резком физическом или эмоциональном
переутомлении, происходит повышение
восприимчивости к обычным внешним
раздражителям: дневной свет ослепляет,
звуки оглушают, запахи вызывают
раздражение, прикосновения кажутся
более грубыми.

Выделяют
псевдогаллюцинации – образы проецируются
во внутреннее пространство: голоса
звучат внутри головы и т.д., они могут
быть тактильные, вкусовые, зрительные,
звуковые, кинестетические.

От
галлюцинаций следует отличать иллюзии
восприятия. Обязательное
наличие подлинного объекта, хотя и
воспринимаемого ошибочно, — главная
особенность иллюзий. Иллюзия – это
искаженное восприятие реально существующей
действительности.

Обычно иллюзии
разделяют на аффективные, вербальные
(словесные), парейдолические. Аффективные
(аффект – сильное кратковременное
эмоциональное возбуждение) иллюзии
чаще всего обусловлены страхом,
подавленностью.

В таком состоянии
прохожий покажется бандитом. Вербальные
иллюзии – ложное восприятие содержания
реально происходящих разговоров
окружающих, человеку кажутся скрытые
угрозы, издевательства. Парейдолические
иллюзии вызываются снижением тонуса
психической деятельности, общей
пассивностью.

Иллюзии
могут вызываться следующими причинами.
Физические причины: восприятие ложки
в стакане чая, кажущейся изломанной.
Физиологические причины: если надавить
сбоку на глазное яблоко, то предмет, на
который мы смотрим, раздвоится.

Контрольные
вопросы

  1. Дайте
    определение понятия «восприятие».

  2. Что
    является физиологической основой
    восприятия?

  3. Каковы
    функции восприятия?

  4. Объясните,
    в чем заключаются отличия восприятия
    от ощущения.

  5. Приведите
    примеры, характеризующие свойства
    восприятия.

  6. Охарактеризуйте
    особенности своего восприятия.

Вопрос 3. Операции и формы мышления

Операции
мышления.

Анализ
– мысленное разделение целого на части
с последующим их сравнением.

Синтез
– объединение отдельных частей в целое,
построение целого из аналитически
заданных частей.

Конкретизация
– применение общих законов к конкретному
случаю; операция, обратная обобщению.

Абстрагирование
– выделение какой-либо стороны или
аспекта явления, которое в действительности
как самостоятельное не существует.

Обобщение
– мысленное объединение сходных по
каким-то признакам предметов или явление.

Сравнение
– сопоставление предметов и явлений с
целью нахождения сходства и различия
между ними.

Классификация
– мысленное распределение предметов,
явлений по группам. Признак, по которому
производится классификация, — основание
классификации.

Формы мышления

Понятие
– форма мышления, в которой отражаются
общие и существенные признаки каких-либо
предметов и явлений. Например, стул:
существенные признаки – предмет мебели,
создан для сидения, есть опора для спины;

Суждения
– форма мышления, позволяющая установить
связи между предметами и явлениями,
утверждение или отрицание каких-либо
отношений между ними. Работа мысли над
суждением, направленная на установление
и проверку его истинности, называется
рассуждением.

Суждения могут быть
истинными (Москва – столица России),
ложными (дважды три – восемь),
предположительными (может быть, завтра
будет дождь); непосредственными (мальчик
ест яблоко) и опосредственными (мы пришли
к выводу через умозаключения, что собака
– животное).

Умозаключение
– форма мышления, позволяющая сделать
новый вывод из ряда суждений. Два основных
вида умозаключений, тесно связанных
между собой: индуктивные и дедуктивные.
Индукция – умозаключение от частных
случаев к общему положению (металлы
золото, медь, железо плавятся;

Вопрос 4. Виды воображения

Выделяют следующие виды рассеянности:

  • мнимая рассеянность – в этом случае подразумевается нарушение психологического плана, о развитии патологического процесса речь не идёт. При мнимой рассеянности человек концентрирует внимание на определённых событиях, отчего все остальное уходит на второй план;
  • подлинная рассеянность – в большинстве случаев причиной подлинной рассеянности выступает развитие определённого патологического процесса или сильное психоневрологическое расстройство.

Мнимая рассеянность не требует специфического лечения, а её признаки носят только симптоматический характер. Однако если симптом проявляется часто и довольно продолжительный по времени, следует обратиться за консультацией к врачу. Особенно если речь идёт о ребёнке.

Выделяют несколько видов рассеянности внимания:

  1. Истинное невнимание (рассеяние). Его впервые описал Уильям Джемс. В это время человек отключается от чего-то важного во внешней среде, от своих планов. Его внимание блуждает, длительно не останавливаясь ни на одном из объектов. Такое состояние можно назвать прострацией. Мысли и ощущения человека при этом расплывчаты, чувствуется упадок сил, неспособность сконцентрироваться на чем-либо определенном, отсутствие интереса к происходящему.
    Такой вид рассеянности возникает от бессонницы, от усталости, головной боли, монотонной и однообразной работы. Это состояние может сопровождаться скукой. Выделяют особый вид рассеяния внимания, феномен дорожного гипноза, он возникает, когда человек долгое время ведет машину по спокойной дороге, и ничего не происходит. Водитель впадает в состояние, подобное полудреме, есть ощущение «провала во времени» (он не ощущает времени, проведенного в дороге). Такое может случиться во время выполнения любой монотонной работы.
  2. Мнимая рассеянность возникает вследствие трудности распределения внимания (человек не может распределить внимание между разными объектами внешней и внутренней среды). Она рассматривается как негативное следствие глубокой внутренней концентрации. Человек совершает ошибку из-за того, что сконцентрирован на решении какой-либо проблемы или собственных чувствах и размышлениях, и не замечает, что происходит вокруг него, например, в быту. Часто различают два ее вида. Профессорская рассеянность, когда стройный и эмоционально нейтральный ход размышлений логически упорядочен и направлен на решение сложных задач. Поэтическая рассеянность, когда человек находится в состоянии мечтательности. В этих двух видах рассеянность может проявляться в ошибках невнимания, когда нарушается привычный автоматизированный ход деятельности. Любой человек, если поглощен чем-либо, становится невнимательным. Также выделяют вид мнимой рассеянности, когда внешний объект всецело поглощает внимание, например, «гипноз цели» у военных летчиков.
  3. Ученическая рассеянность проявляется как чрезвычайная подвижность и отвлекаемость внимания. Внимание непроизвольно перемещается с одного объекта на другой, не задерживаясь длительно ни на одном из них. Встречается у детей с СДВГ и некоторых видах психопатологии.
  4. Старческая рассеянность плохая переключаемость в сочетании с недостаточно активной концентрацией, внимание застревает на чем-либо, но при этом степень внимания невелика, и поэтому такое сосредоточение неэффективно[1].
  5. Гештальтпсихологи в начале двадцатого века писали, что о рассеянности можно также говорить, как о напряженном невнимании к определенным действиям, мыслям, чувствам. Например, трудно сосредоточиться на определенных эмоциональных и аффективных состояниях, таких как гнев.
  6. Также выделяют моторное, когнитивное или избирательное невнимание, например, к привычной обстановке, тиканию часов, биению сердца и т. д.
  7. Мотивационно-обусловленное невнимание, когда человек старательно, но не всегда осознанно избегает каких-либо мест или людей, не думает об определенных темах. Такого рода рассеянность описывалась З.Фрейдом в его монографии «Психопатология обыденной жизни».
Предлагаем ознакомиться:  Легкие тексты на английском языке для начинающих, читать с переводом

Определенные трудности сосредоточения внимания возникают при прочтении хорошо знакомого текста, часто повторяемых действий и речей и т. д.[2]

Генетическая
(наследственная)
сохраняет информацию, которая определяет
построение организма в процессе развития
и врожденные формы видового поведения
(инстинкты). Информация хранится в
молекулах ДНК.

Прижизненная
память – хранилище информации, полученной
с момента рождения до смерти. Виды:
запечатлевание (импринтинг) – промежуточная
между генетической и прижизненной,
наблюдается только в ранний период,
сразу после рождения, заключается в
одномоментном установлении очень
устойчивой специфической связи человека
или животного с конкретным объектом
внешней среды;

двигательная (моторная)
– память на позу, положение тела; образная
(зрительная, слуховая, осязательная,
обонятельная, вкусовая); эмоциональная
(аффективная) – воспроизведение
определенного чувственного состояния
при повторном воздействии такой же
ситуации (сильно испугала собака);

По
времени сохранения информации: мгновенная
(иконическая – память-образ) – полное
остаточное впечатление от непосредственного
восприятия стимулов, от 0,1 до 0,5 с;
кратковременная
– в течение
короткого промежутка времени, около 20
с (машинистка печатает текст);

По
степени волевого процесса: непроизвольная
и произвольная. По способу запоминания:
механическая – не опирающаяся на
понимание и смысловая – основана на
ассоциациях. Также может быть феноменальная
память.

По
материалу, сохраняемому памятью:
когнитивная (процесс сохранения знаний),
эмоциональная (сохранение переживаний
и чувств), личностная (обеспечивает
единство самосознания личности на всех
этапах жизни).

В
целом выделение видов мышления
осуществляется по разным основаниям.
1) В зависимости от того, в какой степени
мыслительный процесс опирается на
восприятие, представление или понятие,
мышление может быть предметно-действенное
(наглядно-действенное), наглядно-образное,
абстрактное;

В.М.
Николаенко и другие исследователи
выделяют реалистическое (направлено
на внешний мир) и аутистическое (связано
с реализацией желаний человека);
непроизвольное (трансформация образов
сновидения) и произвольное (целенаправленное
решение мыслительных задач) мышление.

Предлагаем ознакомиться:  Бег при гипертонии: можно ли бегать при давлении

По
мнению Л.Д. Столяренко, эгоцентрическое
мышление характеризуется невозможностью
принять точку зрения другого человека.

Устная
речь – общение посредством произнесения
слов вслух и восприятия их на слух.
Монологическая речь – речь одного
человека. Диалогическая мысль – разговор
не менее двух собеседников. Письменная
речь – речь посредством письменных
знаков.

Внутренняя речь – обслуживающая
процесс мышления конкретного человека
речь. Речь дактильная – от греческого
слова палец – воспроизводящая слова
при помощи дактильных букв, т.е.
определенных конфигураций пальцев и
их движений.

Студенты
самостоятельно разрабатывают указанную
тему, собирают материал, затем на занятии
проводится обсуждение.

Темперамент
– совокупность
индивидуальных особенностей,
характеризующих динамическую и
эмоциональную стороны поведения
человека, его деятельности и общения.

Свойства темперамента к числу
собственно личностных качеств человека
можно отнести только условно, они скорее
составляют индивидуальные его особенности,
так как в основном биологически
обусловлены и являются врожденными.

Тем не менее темперамент оказывает
существенное влияние на формирование
характера и поведение человека, иногда
определяет его поступки, его
индивидуальность, поэтому полностью
отделить темперамент от личности нельзя.

Он выступает связующим звеном между
организмом, личностью и познавательными
процессами. Это не случайно, так как в
психологии взрослого человека трудно
разделить между собой темперамент и
характер.

Кроме того, свойства темперамента
существуют и проявляются сами по себе,
а в поступках человека — в различных
социально значимых ситуациях. Темперамент
зависит от свойств нервной системы, а
они в свою очередь понимаются как
основные характеристики функциональных
систем, обеспечивающих интегративную,
аналитическую и синтетическую деятельность
мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент
можно подразделить на четыре наиболее
обобщенных типа: холерический,
сангвинический,
флегматический, меланхолический
(греч. холе
– красно-желтая желчь; лат.
сангвис –
кровь; греч.
флегма – слизь;
греч.

  1. Холерик
    — нестабильная личность, обидчив,
    возбужден, несдержан, агрессивен,
    импульсивен, оптимистичен, активен, но
    работоспособность и настроение
    нестабильны, цикличны. В ситуации
    стресса -– склонность к истерико-психопатическим
    реакциям.

  2. Сангвиник
    — стабильная личность, социален, направлен
    к внешнему миру, общителен, порой
    болтлив, беззаботный веселый, любит
    лидерство, много друзей, жизнерадостен.

  3. Флегматик
    — стабильная личность, медлителен,
    спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен,
    задумчив, сдержанный, надежный, спокойный
    в отношениях, способен выдержать
    длительные невзгоды без срывов здоровья
    и настроения.

  4. Меланхолик
    — нестабильная личность, тревожен,
    пессиместичен, внешне сдержан, но в
    душе очень эмоционален, чувствителен,
    расстраивается и переживает, склонен
    к тревоге и депрессиям, грусти; в
    напряженных ситуациях возможен срыв
    или ухудшение деятельности («стресс
    кролика»).

Вопрос 8. Развитие мышления

А)
Правильный распорядок дня, полноценные
питание и отдых; своевременная диагностика
и лечение нарушений зрения, слуха,
заболеваний внутренних органов; учет
дневного ритма работоспособности (пик
активности приходится на 5, 11, 16, 20, 24
часа); чередование умственных и физических
занятий.

Б)
Создание благоприятной рабочей
обстановки: отсутствие сильных внешних
раздражителей; обеспечение гигиенических
условий работы (чистый воздух, комфортная
температура воздуха); оптимальный
физический фактор (поза, при которой
ничто не отвлекает, отсутствие лишних
движений); привычные условия работы.

В)
Поиск путей появления интереса к задаче:
любопытные и необычные детали, новый
подход.

Г)
Организация деятельности: установить
приоритеты (что главное, что второстепенное);
поставить конкретные задачи для решения
вопроса; определить конечную цель и
разбить на этапы пути ее достижения.

Д)
Воспитание критического отношения к
себе и работе: после завершения
деятельности необходимо проанализировать,
достигнута ли поставленная цель, что
способствовало ее достижению, что
мешало.

Е)
Другие условия: развитие ощущений,
воспитание восприимчивости и
наблюдательности, повышение
интеллектуального уровня.

  1. Дайте
    определение понятия «внимание».

  2. Раскройте
    функции внимания.

  3. Дайте
    характеристику свойств внимания.

  4. Перечислите
    виды внимания.

  5. Какие
    общие закономерности внимания необходимо
    учитывать в обучении?

  6. Перечислите
    условия, необходимые для появления,
    сохранения и развития внимания.

1)
развивать все виды и формы мышления;
развивать умения: выделять существенные
свойства предметов, находить главные
связи и отношения предметов и явлений,
доказывать истинность суждений и
опровергать ложные умозаключения,
излагать мысли определенно, непротиворечиво
и обоснованно;

2)
формировать и совершенствовать
мыслительные операции;вырабатывать
умения осуществлять перенос операций
и приемов мышления из одной области в
другую, предвидеть развитие явлений,
делать обоснованные выводы.

Критерии
развития мышления: возрастающая
динамичность различных качеств мышления;
степень владения операциями и приемами
мыслительной деятельности; степень их
осознанности; степень умения творчески
решать задачи, ориентироваться в новых
условиях; степень сформированности
различных видов мышления; величина
запаса знаний, их системность.

Рекомендации:
задавать субъектам вопросы, требующие
осмысливания действий; спрашивать,
почему надо действовать так, а не иначе;
постепенно усложнять задания; создавать
проблемные ситуации, требующие от
субъектов самостоятельного осмысления
и принятия решения;

при решении задач
настаивать на постоянном самоконтроле
своих действий и анализе причин ошибок;
проводить работу с научными понятиями.
Важно использовать задачи разных типов.
Необходимо обучать рефлексии, для
коллективной рефлексии используются
дискуссии, организационно-деловые игры
и т.д.

Предлагаем ознакомиться:  Dia что означает на тонометре

Используются методы проблемного
обучения: можно поставить субъекта в
положение первооткрывателя, исследователя
проблем. Лишь в ходе преодоления
трудностей субъект может сформировать
свои умственные способности.

1.Дайте
определение понятия «мышление».

2.
Назовите функции мышления.

3.
Укажите принципиальные отличия стратегий
мышления.

4.
Перечислите виды мышления.

5.
Выделите этапы процесса решения задачи.

6.
Назовите индивидуальные особенности
мышления.

7.
Раскройте основные направления развития
мышления.

Диагностика

Диагностическая программа включает в себя проведение таких мероприятий:

  • физикальный осмотр;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • забор крови для биохимического анализа;
  • КТ, МРТ головного мозга;
  • электроэнцефалография;
  • допплеровское исследование сосудов головы;
  • генетические исследования.

По результатам исследования лечащий врач сможет установить, как бороться с рассеянностью и назначит эффективное лечение.

Лечение

Лечение, в этом случае, подразумевает только комплексный подход, а именно:

  • нейропсихологическая коррекция при помощи таблеток;
  • занятия с психологом (для детей) или психотерапевтом для взрослых;
  • коррекция поведения.

Медикаментозное лечение подразумевает приём таких таблеток:

  • Глицерин;
  • Фенибут;
  • Пирацетам;
  • Биотредин.

Кроме этого, врач может назначить специальное питание и витаминно-минеральный комплекс в таблетированной форме.

Если причиной проявления такого симптома выступает опухолевый процесс в головном мозге, то проводится операция по иссечению опухоли с дальнейшим терапевтическим лечением.

Так как рассеянность внимания не является нозоспецифическим признаком, то и лечится или корректируется, в зависимости от причины возникновения. Если она возникает вследствие тревожного или депрессивного расстройства, то назначаются антидепрессанты и препараты с анксиолитическим эффектом, если вследствие органического поражения головного мозга — ноотропные препараты.

Причины

Рассеянность внимания приобретается в течение жизни человека, а не является врожденной. Данный симптом не является нозоспецифическим и может возникать вследствие разных причин. Есть мнение, что рассеянность внимания может быть отражением бессознательного нежелания делать то, на чём оно должно быть сосредоточено.

Рассеянность внимания может возникать от усталости, бессонницы, головной боли, однообразной и монотонной деятельности (чаще такое встречается при первом виде рассеянности). Рассеянность внимания также появляется вследствие органического поражения головного мозга.

Она встречается при различных психических заболеваниях, например, таких как депрессия или тревожное расстройство, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на чем-либо. Существует понятие апрозексия, то есть полное выпадение внимания[3].

Симптоматика

Мнимая и подлинная рассеянность имеют совершенно разную симптоматику, так как в первом случае это, само по себе, не является признаком заболевания, а во втором может говорить о развитии серьёзного патологического процесса.

Таким образом, рассеянность внимания может характеризоваться следующими клиническими признаками:

  • головные боли, головокружение;
  • ухудшение памяти и когнитивных способностей;
  • ухудшение работоспособности, теряются профессиональные навыки;
  • раздражительность, резкие перепады настроения;
  • в поведении человека могут появляться черты, которые ранее ему не были свойственны;
  • скачки артериального давления;
  • нарушение цикла сна – сонливость днём, невозможность уснуть ночью;
  • ощущение усталости даже после продолжительного отдыха;
  • снижение активности, в том числе и половой;
  • невозможность сконцентрироваться на мелких деталях;
  • человек может начать терять личные вещи, забывать сделать привычные операции.

У детей рассеянность внимания может проявляться следующим образом:

  • ребёнок отказывается выполнять те операции, где требуется повышенное внимание и усидчивость;
  • неуспеваемость в школе;
  • медлительность;
  • может переключаться на другое задание, недоделав предыдущее;
  • резкие перепады настроения – активность и весёлое настроение может сменяться приступами истерики без видимой на то причины;
  • гипервозбудимость;
  • плохая память.
Проявления рассеянности внимания

Проявления рассеянности внимания

Следует понимать и то, что у ребёнка наличие таких признаков далеко не всегда говорит о наличии каких-либо нарушений в работе организма, вполне возможно, что это просто особенности психологического развития. Однако консультация у врача обязательна.

Этиология

Причиной нарушения концентрации внимания, забывчивости у детей и взрослых может быть как определённое заболевание, так и особенности психотипа человека.

Также повышенная рассеянность внимания может быть обусловлена сильной усталостью, недосыпанием, частыми нервными перенапряжениями.

Причины рассеянности внимания

Причины рассеянности внимания

Комментировать
0
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Брадикардия экстрасистолия у детей Гипертония
0 комментариев
Эналаприл или капотен Гипертония
0 комментариев
От чего падают в обморок при простуде Гипертония
0 комментариев
Adblock
detector